Молниеносная реформа
С 1 сентября в России функции контроля за всем финансовым сектором официально перешли к мегарегулятору на базе Центробанка, органу с беспрецедентным объемом полномочий. Руководитель ЗАО «Управляющая компания «БИС» Анастасия Морозова критикует авторов реформы за отсутствие открытой стратегии и непрозрачность принимаемых решений.
Новый мегарегулятор вобрал в себя функции ликвидированной ФСФР и еще ранее исчезнувшего Росстрахнадзора. Одна организация будет одновременно контролировать эмиссию денежной массы, валютное регулирование, денежно-кредитную политику, а также осуществлять функции надзора не только за кредитными организациями, но и за страховыми компаниями, пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями, инвестиционными фондами, брокерскими компаниями и даже сельскохозяйственными кредитными потребкооперативами. Эксперты отмечают, что ни в одной стране мира нет организации, имеющей одновременно все перечисленные рычаги надзора и управления финансовым сектором. Затеянная реформа может привести к кардинальному изменению ландшафта финансовой системы Российской Федерации, сравнить которую по масштабу можно разве что с событиями начала 1990-х.
При этом отсутствие четкой и открытой стратегии грядущих реформ стало одним из главных поводов для негативных ожиданий. Из «рядовых» финансистов никто не знает, как реформа будет производиться на практике. Как все будет осуществляться, мы фактически сможем увидеть только по конкретным действиям самого мегарегулятора. Пока негде ознакомиться с четким планом, скажем, на ближайшие 5-10 лет. Можно только увидеть определенные векторы денежно-кредитной стратегии Центробанка, но они не позволяют оценить те мероприятия, которые реально будут производиться.
Молниеносность принятия решения о наделении Центробанка новыми полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков говорит о непреклонности политической воли. При этом сами участники финансовых рынков единодушно отмечают, что дальнейшие планы Центробанка могли бы быть понятнее и для общества в целом, и для профессиональной среды, если бы тезисы грядущей реформы обсуждались на какой-нибудь дискуссионной площадке, к примеру в Совете Федерации или Госдуме. Пока конкретные шаги фактически не обсуждаются с экспертным сообществом, а механизмы контроля за реформаторами отсутствуют.
Игрокам нужна хотя бы контурная карта того, как будет производиться реформа. Здесь возможны два варианта. Либо есть харизматический лидер, которому все доверяют, потому что он лучше знает, куда мы идем, так как «находится ближе к Богу», либо все разумом понимают, что данный конкретный набор действий будет лучшим вариантом в сложившихся условиях. Но мы пока не видим ни той, ни другой модели. Новому председателю ЦБ еще только предстоит завоевать доверие банковского сообщества. Она (Эльвира Набиуллина – прим. ред.) пришла из другой среды. Ей еще предстоит проявить определенный набор лидерских качеств, который не позволит участникам рынка усомниться в ее компетентности. Пока при проведении столь сложной реформы это не явствует из тех заявлений, которые прозвучали в публичной плоскости.
Как пойдет?
При этом многие игроки прогнозируют в ближайшее время наступление периода безвременья и хаоса в секторе, который ранее целиком контролировала Федеральная служба по финансовым рынкам. С 1 сентября ФСФР прекратила исполнять свои функции, а вот готова ли ее сразу полноценно заменить новая Служба по финансовым рынкам при центральном аппарате Центробанка – пока большой вопрос. Тем более что остается неясным, останутся ли в новой структуре специалисты ФСФР. При этом срок, в течение которого будет длиться неустойчивый переходный период, также неясен, однако вся реформа, по мнению экспертов, может с 1,5-2 лет, обозначенных в ЦБ, растянуться минимум до трех.
Вызывают опасения и кадровые решения, связанные с реформой структуры самого Центробанка. Не исключено, что на смену финансистам, знающим рынок изнутри, с Эльвирой Набиуллиной могут прийти чиновники. Поводом для таких выводов стали некоторые уже совершившиеся назначения. Чиновники знают рынок только с одной стороны. Им совершенно не знакома его внутренняя динамика, скрытые рычаги. Чиновник не всегда даже знает всех участников и субъекты влияния, некоторые из их числа присутствуют в завуалированном виде. И это тоже скорее негативный фактор.
Прогноз, в котором сходятся финансисты: реформа однозначно приведет к консолидации участников финансового рынка, при этом число игроков, по самым скромным оценкам, может сократиться едва ли не вдвое. В первую очередь в зоне риска окажутся те организации, которые ранее контролировались ФСФР, так как ЦБ в работе с банками оперирует достаточно жесткими требованиями, и теперь они могут быть перенесены на другие, небанковские организации. Речь о требованиях к наполнению и чистоте капитала, к отношению размещенных и заемных средств, к руководящим органам компаний, к проведению процедур противодействия отмыванию денег.
Ожидается, что выживут далеко не все негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Банки начнут скупать страховщиков, последние будут иметь тенденцию к вхождению в холдинги с банками, при этом микрофинансовые учреждения также постараются войти в более крупные финансовые структуры. В нынешнем виде большинство из них, скорее всего, исчезнут. В первую очередь это связано с теми запредельными ставками, которые стали привычными на этом фланге финансового поля. При этом с рынка будут уходить так называемые свободные радикалы, игроки, действующие без учета интересов других участников рынка. Большей адаптационной способностью к новым реалиям, по мнению экспертов, будут обладать финансово-производственные холдинги с той или иной специализацией.
Кого коснется?
В числе первых реформы коснутся игроков финансового сектора, однако при этом рикошетом ситуация однозначно ударит и по рядовому потребителю. Как считают эксперты, именно подсевшие на «займовую иглу» обыватели во многом спровоцировали тот кризис, который послужил одним из главных толчков к спешному проведению реформ. В настоящее время кредиты имеют около трети населения страны. Многие из них не в состоянии платить по счетам. Теперь настало время возмездия, пока этим возмездием не стал дефолт.
В ближайшее время могут уйти в историю не только займы «до зарплаты» под грабительские проценты, что связано с изменением структуры микрофинансовых организаций, но и более привычные легкие потребительские кредиты на покупку бытовой техники или автомобилей. Ужесточение требований к кредитным организациям закономерно обернется ужесточением требований к заемщикам. А это связано с увеличением числа необходимых справок и документов, которые необходимо предоставить банку, возрастанием времени принятия решения (с нынешних 15 минут) и перспективой предоставления более серьезных гарантий возврата. Впрочем, ожидается и своеобразный бонус – исчезновение с рынка явно завышенных процентов по кредитам и общее снижение этого показателя.
К этой части перемен относиться можно двояко. Очевидно, что многие финансово неграмотные или эмоционально неустойчивые люди окажутся в более комфортной ситуации. Особенно это порадует их близких. При этом меньшая доступность кредитных средств однозначно станет для значительного числа россиян фактором снижения качества жизни. Для многих граждан страны искусство накопления и откладывания средств пока остается недоступным, а единственная альтернатива при совершении больших покупок – пойти и взять кредит, а потом отдавать его по частям. На любых условиях.
рубрика:
Точка зрения