Платформа для развития
Вопросы градостроительного планирования и развития территорий являются одной из самых дискуссионных тем сегодняшнего дня, затрагивающих практически все отрасли реального сектора экономики: промышленности, строительства, энергетики, логистики.
Кроме того, они напрямую связаны с развитием социальной инфраструктуры и обеспечением комфортности и безопасности проживания граждан.
Как утверждают официальные источники, Генеральный план Санкт-Петербурга стал одним из первых документов территориального планирования в России, разработанным и прошедшим процедуру утверждения в полном соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации. Основная цель, продекларированная в этом документе, – «формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства». Однако от декларации до реализации – годы проб и ошибок, и профессиональное сообщество города не склонно разделять оптимизм законодателя.
Менять подход
Илья Войлоков, к.т.н. СПб ГАСУ, полагает, что необходимо менять сам подход к градостроительной политике. «Сегодня многие решения опираются на поиск моментальной выгоды, но градостроительное планирование должно быть обоснованным, а не опираться на непросчитанные схемы. В конце концов, городская власть должна понять, что без освоения новых территорий городом, без капиталовложений в инфраструктуру не обойтись», – говорит он.
Полноценное развитие современного мегаполиса невозможно без учета развития транспортной инфраструктуры. Решения Генерального плана формируют Санкт-Петербургский мультимодальный транспортный узел международного значения на основе развития всех видов внешнего и внутригородского транспорта, а также систем обслуживания и сопровождения перевозок.
В Генеральном плане предусмотрено увеличение протяженности внутригородской инфраструктуры (железные дороги, метрополитен, скоростной трамвай, наземный экспресс) с 350,5 до 481,8 км в 2015 году и до 630,7 км к 2025 году. В области улично-дорожной сети Санкт-Петербурга из 829 км вновь создаваемых городских улиц и дорог 330 и 450 км соответственно придется на долю магистралей непрерывного и скоростного движения, что обеспечит повышение пропускной способности улично-дорожной сети и степени безопасности движения.
Предотвратить пробки
Кирилл Иванов, директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ», уверен, что предотвращать транспортные проблемы можно и нужно на этапе проектирования застройки, чтобы не решать потом, что делать с пробками. «Необходимо возводить многоуровневые развязки, думать, куда деть транспорт, заполонивший все дворовые территории и вытеснивший детей с детских площадок. Строительство, развитие новых территорий должны вестись именно по таким принципам, – рассуждает он. – Чтобы это работало, необходимо регламентировать процесс разработки проектов планировки и их утверждения. А у нас пока нет даже одного из ключевых элементов градостроительной политики, предусмотренного градостроительным законодательством, – утвержденных региональных нормативов градостроительного проектирования».
Уровень несоответствия транспортной инфраструктуры крупных российских городов потребностям сегодняшнего дня подходит к критической отметке. Общепризнано, что подземное строительство способно кардинально улучшить транспортную ситуацию за счет автодорожных тоннелей, развития метрополитена, подземных паркингов и т. д., об этом наглядно свидетельствует опыт крупнейших городов мира. Однако на данный момент государственные структуры уделяют недостаточно внимания вопросам комплексного освоения подземного пространства Петербурга.
По пути Москвы
Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, президент НП «Российское общество бестраншейных технологий», напоминает: «В Москве уже утверждена концепция комплексного освоения подземного пространства. В Санкт-Петербурге сделаны первые шаги в области земельного законодательства – приняты Правила землепользования и застройки в городе. Опираясь на опыт Москвы, мы могли бы начать формирование системы правового регулирования вопросов, касающихся освоения подземного пространства Санкт-Петербурга. Создание сегмента, посвященного этой проблеме, в составе уже существующих правил или написание отдельного документа должно определить создание общей геоинформационной базы, на основе которой могут быть разработаны глобальные проекты по освоению подземного пространства. Существование подобного документа также способствовало бы устранению бессистемности существующего правопорядка в отрасли и способствовало бы выражению официальных интересов города и частных интересов бизнеса».
Отсутствие перспективного градостроительного плана сказывается на возможности наиболее точно и своевременно планировать развитие энергетического комплекса в части перераспределения существующих тепловых нагрузок, распределения существующих резервных мощностей и ввода новых мощностей для обеспечения перспективных нагрузок.
Специалисты ОАО «Ленэнерго» отмечают, что отсутствие перспективного градостроительного плана лишает сетевую компанию возможности развивать электрические сети опережающим темпами – таким образом, чтобы заявитель подключал уже имеющуюся мощность, а не ждал, пока она будет создана. Безусловно, в компании есть собственная программа развития, однако не зная будущих мест жилой застройки, не понимая, какие территории завтра будут развиваться под промышленность, крайне сложно спрогнозировать, где именно необходимо сосредоточить усилия по строительству электросетевой инфраструктуры. Следует отметить, что у ОАО «Ленэнерго» имеется собственная геоинформационная система – ГИС, но если на уровне города будет создана единая система, то это значительно облегчит и сократит сроки проектирования и прокладки сетей, позволит снизить капиталоемкость инвестиционных программ инфраструктурных компаний.
Очевидно, что сотрудничество ГУП «ТЭК СПб» и ОАО «Ленэнерго» с Комитетом по градостроительству и архитектуре в работе по созданию единой геологической карты города будет весьма эффективным.
Евгений Ломакин, председатель Совета директоров ЗАО «Санкт-Петербургский центр информационно-технологического обеспечения оптимальных условий комплексного использования подземного пространства», объясняет, почему сейчас так важно создание единой геологической карты города: «Если у нас есть карта до реализации проекта, то в процессе проведения работ мы ее уточняем новыми данными, фиксируя это в исполнительной документации. В этом случае все совпадает, более того, на выходе мы получаем более детальную карту, которую можем использовать для реализации других проектов, увеличивая инвестиционную привлекательность работ по созданию самой карты. Сейчас же на стадии реализации проекта исполнительную документацию создают заново, в отрыве от того, что давали изыскатели».
рубрика:
Точка зрения
автор:
Иван Попов