Инвестора ловят на бренд
Российские регионы постепенно осваивают брендинг. Со всей серьезностью к этому вопросу подходят в Петербурге. Но брендирование города должно быть подкреплено реальными преференциями для инвесторов и понятными правилами игры.
За первые три месяца 2013 года в экономику Петербурга поступило 2,5 млрд USD иностранных инвестиций. Это примерно на 60% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Для того чтобы в будущем объем вложений вырос еще больше, Комитет по инвестициям взялся за разработку инвестиционного бренда Санкт-Петербурга, который призван способствовать продвижению города как привлекательного центра для ведения бизнеса. В условиях серьезной конкуренции между регионами в данной сфере необходимо постоянно находить новые решения для достижения поставленной цели, уверены в Смольном. «Инвестиционный бренд – неотъемлемая составляющая качественного позиционирования Санкт-Петербурга как привлекательной площадки для ведения бизнеса среди потенциальных инвесторов», – прокомментировала инициативу глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Бренд будут применять в рамках реализации маркетинговой стратегии по продвижению Санкт-Петербурга в России и за рубежом. Первым опытом стал саммит «Большой двадцатки», когда на улицах города уже появилось больше 200 рекламных щитов.
На равных
Решая вопрос о вложении средств в тот или иной регион, инвесторы оценивают емкость рынка, наличие инфраструктуры, кадров. По мнению генерального директора ОАО «Корпорация развития Рязанской области» Владимира Шаповалова, география, наличие природных ресурсов, квалифицированных кадров, размер доступного потребительского рынка, безусловно, важны, однако ключевыми фактором является заинтересованность региональной администрации и положительный опыт других компаний.
Распространенный способ завлекать инвесторов – предоставлять налоговые льготы. Такие меры действуют и в Санкт-Петербурге. Городской закон подразумевает «скидку» по налогу на прибыль и на имущество организаций. Специальные условия разработаны для резидентов особых экономических зон. Однако, по мнению руководителя отдела региональных исследований департамента аналитики и консалтинга рейтингового агентства «Эксперт РА» Владимира Горчакова, значение региональных налоговых преференций преувеличено. В большинстве регионов условия схожи. «Максимальные льготы примерно одинаковы. Региональное инвестиционное законодательство уже не играет столь существенной роли», – говорит эксперт.
По данным Владимира Горчакова, в 77 российских регионах из 83 приняты законы об инвестиционной деятельности. «В нормативных актах 50 регионов указаны гарантии прав инвесторов, в 39 из них действует оговорка о том, что инвестору гарантируется «неухудшение условий инвестирования» на период реализации контракта. Любопытно, что оговорка не действует в Калужской, Свердловской, Липецкой, Ленинградской областях, а также в Москве, то есть в тех регионах, в которые идут инвесторы», – отмечает он.
Новые структуры
Последние инициативы федеральных властей связаны с созданием региональных корпораций развития и инвестиционных фондов, которые к концу этого года должны появиться в каждом субъекте. Совет по инвестициям Санкт-Петербурга работает с марта 2013 года. «Все регионы вряд ли успеют их сформировать, – прогнозирует Владимир Горчаков. – Возникает риск, что в погоне за выполнением директив федеральной власти региональные власти пойдут по формальному пути: структуры будут образованы, но реально работать не будут».
В условиях стандартных налоговых преференций больше внимания должно уделяться продвижению региона в целом и конкретных направлений и проектов, считает руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Линар Якупов. Для Татарстана такими направлениями стали химия и нефтехимия, машиностроение, строительство и производство стройматериалов, а также IT и телекоммуникации, фармацевтика и медицина, глубокая переработка сельхозпродукции и развитие сервисной индустрии. «На программу «Инвестор – Татарстан», в рамках которой проходит продвижение приоритетных областей, государство выделило 1 млн USD. За год реализации программы прямые иностранные инвестиции выросли в 6 раз – с 100 млн до 600 млн USD, 60% вливаний пришлось на особую экономическую зону Алабуга», – рассказывает Линар Якупов.
Руководитель дирекции финансирования проектов и недвижимости департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Петр Первухин, глядя на ситуацию с позиции клиентов банка, отмечает, что им хотелось бы видеть четкие и стабильные правила игры, а также инфраструктурную поддержку.
рубрика:
Инвестиции
автор:
Агата Маринина