В ожидании помощи чиновника
Пока, как говорят девелоперы, в Петербурге активно развиваются 3-4 зоны.Но эксперты считают, что без помощи властей успехов на этом поприще добиться сложно.
По их мнению, всего в Санкт-Петербурге может быть примерно 4-5 альтернативных точек развития. «В этом случае они равномерно распределятся по городу и, с одной стороны, составят достойную конкуренцию центру Петербурга, а с другой – будут его «спасательным кругом», поскольку разгрузят его транспортные потоки», – считает Ольга Шарыгина, директор департамента маркетинга и консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге.
Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International в Санкт-Петербурге, в свою очередь, полагает, что в городе могут существовать две-три точки притяжения помимо исторического центра. Она согласна с мнением, что давно формирующейся зоной притяжения инвесторов и девелоперов является Московский район, в части зоны Пулково и южнее ее. «Начавшееся в 2007-2009 годах строительство бизнес-центров и торговых объектов, а также постепенное развитие жилищного строительства на Пулковском шоссе плавно переросло в развитие соседних территорий, как, например, строительство выставочного центра «ЭкспоФорум», реализация жилищных проектов между Пулковским шоссе и Пушкином. Второй зоной развития города, как ожидается, станет Приморский район, а точнее, зона влияния «Лахта-центра», – добавляет госпожа Лежнева.
Марина Пузанова, руководитель направления офисной недвижимости Knight Frank St Petersburg, считает, что основными сдерживающими факторами децентрализации города являются большая площадь города, наличие промышленных зон почти в центральной части города и, как следствие, удаленность районов друг от друга и от центральной части, а также малое количество станций метро и вообще плохо развитая транспортная инфраструктура.
Вячеслав Ефремов, заместитель генерального директора «НДВ СПб», уверен, что создать точку притяжения вне центра можно лишь при активной помощи властей города. «Они должны предоставить территорию и условия для реализации на ней девелоперских проектов. Пока же застройщики пытаются нащупать новые точки развития сами. А это значит, что они не могут быть масштабными и иметь общую концепцию, ведь каждая компания имеет свой взгляд на развитие города», – полагает он.
Генеральный директор «Матрикс-Недвижимость» Игорь Петров считает, что сегодня точками притяжения являются территории, которые позволяют зарабатывать инвесторам, там, где представлено доступное жилье, есть необходимая инфраструктура. «Так, например, это Приморский, Невский район. Активно проявляется интерес к пригородам – это Пушкинский, Всеволожский районы. Новым центром могут стать и перспективные намывные территории Васильевского острова, где уже сейчас заявляются масштабные интересные проекты», – резюмирует он.
С господином Ефремовым согласен Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu: «Решение вопроса о децентрализации Петербурга – это полностью задача власти, но никак не девелоперов. В условиях отсутствия внятной градостроительной политики решить этот вопрос невозможно. Существует множество моделей развития мегаполиса – будет ли это радиальный принцип или принцип создания городов-спутников, – в любом случае это должны решить представители власти. Создание точки притяжения – это работа. Помимо торговой, развлекательной и прочих функций надо создавать рабочие места, макросреду, где можно не только жить и отдыхать, но и работать. Девелопер работает в рамках плана города, которого сейчас объективно нет. Чтобы разгрузить центр, надо прекратить каждодневную миграцию города из спальных районов», – отмечает он.
Леонид Захаров, руководитель отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, подсчитал, что процесс децентрализации происходит в Петербурге уже более пяти лет. И к настоящему моменту, по его мнению, можно выделить как зоны в значительной степени уже сформированные, где девелопмент продолжается, так и новые. Локомотивом развития таких зон часто являются крупные транспортные хабы, например аэропорт (в особенности с учетом планируемого роста пассажиропотока), новый морской порт.
Помимо аэропорта Пулково и «Лахта-центра» он выделяет намывные территории Васильевского острова – «Морской фасад».
рубрика:
Градостроительство
автор:
Денис Кожин