Клинкерный кирпич покроет рынок

Рынок клинкерного кирпича на Северо-Западе постепенно меняет структуру. Если раньше практически весь поток этого строительного материала импортировался из Европы, то теперь началось развитие собственных крупных производств на территории самого региона. По экспертным оценкам, российское производство керамического кирпича в последние два года демонстрировало стабильный рост. В период выхода из кризиса объемы потребления строительных материалов выросли. По данным аналитиков рынка, в итоге к 2012 году объем отечественного выпуска керамического кирпича достиг 3 млрд условных кирпичей, увеличившись на 12% по сравнению с аналогичными показателями 2011 года. От облицовки до мощения Одним из перспективных сегментов рынка керамического кирпича эксперты называют клинкер. По словам специалистов ООО «ЛСР-Стеновые», потенциальные области применения этого материала весьма широки и не ограничиваются использованием только его декоративных свойств. «Клинкерный кирпич имеет высокую механическую проч­ность, химическую стойкость к большин­ству видов агрессивных воздействий и долговечность при циклическом замораживании-оттаивании в условиях насыщения соленой водой. Благодаря устойчивости клинкера к внешним воздействиям он используется для мощения городских дорог, обрабатываемых противогололедными реагентами, и для облицовки цоколей городских зданий. Потенциальную востребованность клинкерный кирпич представляет именно для мощения, особенно в ситуации когда спрос на мощеные тротуары взамен асфальтированных неуклонно растет», – пояснили специалисты компании. Это особенно актуально, когда декоративность бетонной тротуарной плитки ограничена возможностями технологии, а долговечность разнится от производителя к производителю. Применение клинкерного кирпича для лицевой кладки также представляется весьма перспективным. Это связано с востребованностью облицовок толщиной в полкирпича в современном строительстве и сложностью обеспечения их долговечности и других работ, выполняемых в многоэтажном строительстве с применением пустотелого лицевого керамического кирпича. Импортный клинкер лидирует «Особенностью клинкерного кирпича является то, что для его производства нужны специальные тугоплавкие глины и повышенные по сравнению со стандартным керамическим кирпичом температуры обжига. Важно, что в России практически нет карьеров глин, необходимых для производства клинкерного кирпича, и необходимо закупать глину где-то еще. Как правило, это будет Украина», – рассказал Александр Батушанский, управляющий партнер КГ «Решение». В связи с этим, по его словам, в России клинкерный кирпич в массовых масштабах не производится. Отдельные объемы выпускает Голицынский керамический завод в Московской области, но практиче­ски на рынке он не представлен и активно производителем не продвигается. «В основном сейчас рынок клинкерного кирпича – это на 100% импорт. Среди импортных поставщиков кирпича можно отметить различные европейские компании: австрийскую Wienerberger, немецикие Terca и ABC Klinker, польскую Roben, украин­­скую «Кераймейя», латвийскую Lode и ряд других», – прокомментировал Александр Батушанский. По данным ООО «ЛСР-Стеновые», несмотря на то что клинкер существует только в импортном исполнении, рост рынка более чем на 40% в год привел к тому, что некоторые небольшие европей­ские фабрики работают только на Россию, а общий объем ввоза превышает 75 млн штук условного кирпича в год только из стран Евросоюза. Новый завод В 2012 году в Ленинградской области была запущена первая линия кирпичного завода Группы ЛСР в городе Никольское на границе Тосненского и Кировкого районов Ленинградской области. В полукилометре от предприятия находится Чекаловское месторождение кембрийской глины, что является преимуществом для производ­ственного цикла. Общий объем выпускаемой заводом продукции составляет 220 млн тонн условных кирпичей в год. Первая линия завода мощностью 120 млн штук условного кирпича в год выпускает крупноформатный поризованный кирпич бренда Rauf. Мощность второй линии составляет 25 млн штук условных кирпичей в год. Здесь уже производится клинкерный кирпич и керамическая плитка. «На линии установлена уникальная резательная машина фирмы FREYMATIC (Швейцария), позволяющая наносить на камни насечку глубиной 5 мм на всех восьми гранях. Такое рифление поверхности позволяет создавать изделия для уникальных сейсмостойких кладок, использовать камни для противоскользящих покрытий и в других специфических областях применения», – рассказали в ООО «ЛСР-Стеновые». Выпуск крупных партий кирпича и одновременное изготовление большого ассортимента керамических изделий достигается путем внедрения специальной технологии сушки на оборудовании, разработанном и установленном совместно с компанией CeramDry. Сушка одновременно может происходить в восьми различных режимах, что позволяет использовать сырье разной влажности для производства изделий различного формата и пустотности. Печь голландской компании Instalat по­строена по индивидуальному проекту и позволяет вести обжиг при максимальной температуре 1200 °С. Это дает возможность получения продукции с низким водопоглощением (до 2%), морозостойкостью более 100 циклов и уникальными показателями прочности (М≥450). Камни с такими характеристиками уже нашли свое применение в дорожном строительстве (мощение дорог и тротуаров) на наиболее ответственных участках. Помимо клинкерного кирпича на заводе в Никольском будет выпускаться лицевой керамический, лицевой клинкерный кирпич разных форматов, цветов, фактур поверхно­стей, различные фигурные изделия нестандартной формы и размера, тротуарный клинкерный кирпич, облицовочная фасадная плитка. Таким образом, на заводе в Никольском впервые в России был налажен массовый выпуск клинкерного кирпича, что ранее не удавалось ни одному местному производителю. Александр Батушанский считает, что, по сути, Группа ЛСР будет первым заметным местным игроком на российском рынке. «Практически никакой конструктивный материал широко не востребован в строительстве, пока его производство не налаживается в регионе или хотя бы в стране. Так было, например, с газобетоном, каменной ватой, гибкой черепицей или сухими смесями. Поэтому с началом массового производства можно ожидать роста спроса на клинкерный кирпич как в качестве стенового материала, так и для работ по благоустройству. Началом выпуска этого продукта Группа ЛСР закладывает новую тенденцию для данного рынка, когда будет выпускаться широкая номенклатура продукции, а времена, когда выпускалось и потреблялось 3-5 основных артикулов керамического кирпича, останутся далеко позади», – заключил Александр Батушанский.
рубрика: Стройматериалы
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.