Андрей Шестаков: «Преодоление административных барьеров нужно начинать с муниципалов»
Министр строительства и промышленности Архангельской области Андрей Шестаков рассказал об объемах финансирования расселения аварийного жилья, а также о роли малоэтажного строительства в жизни региона.
– Какие основные проблемы стоят перед строительным комплексом области?
– Как и в большинстве регионов России, основной проблемой, препятствующей развитию строительного комплекса, является низкая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. Не всегда застройщик готов вкладывать в инженерию деньги, так как в ряде случаев себестоимость такой недвижимости уйдет далеко за рамки возможностей ее потребителей. Также актуальным остается вопрос излишних административных барьеров, которые затягивают инвестиционный процесс, замедляют скорость оборота капитала и являются плодотворной почвой для развития коррупции. Для решения проблемы в областной администрации создана межведомственная рабочая группа под председательством заместителя губернатора – вопрос курируется на самом высоком уровне. Однако силами областной власти этот клубок не распутать, в первую очередь необходима принципиальная позиция глав муниципальных образований. Немалозначимым является фактор высокой стоимости квадратного метра, сложившийся на рынке недвижимости региона, который ограничивает число потенциальных участников долевого строительства и тормозит привлечение в отрасль частных инвестиций. Усугубляет эту обстановку и недоверие граждан к долевому строительству.
– Как обстоит дело с жилищным строительством? Какой объем жилья планируете ввести в 2013 году?
– По итогам прошлого года Архангельская область по вводу жилья заняла шестое место среди регионов Северо-Запада. Было введено 269,3 тыс. кв. м, или более 3,8 тыс. квартир. Среднеобластной показатель ввода жилья на одного жителя составил 0,23 кв. м. За семь месяцев текущего года в регионе за счет всех источников финансирования введено 98,0 тыс. кв. м жилья, или 1457 квартир, это на 7% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, или 31% от плана. Однако всем нам известно, что основной ввод наблюдается в конце года, так что эта цифра не в полной мере репрезентативна. В соответствии с утвержденными Минрегионом России контрольными показателями по вводу жилья перед строительным комплексом Архангельской области стоит задача в 2013 году ввести в эксплуатацию 316 тыс. кв. м – мы ориентируемся выдать такой результат или даже больше.
– Насколько успешно идет исполнение майских указов президента в отношении жилищной политики?
– Исполнение указов осуществляется в установленные сроки. Утвержден план мероприятий по достижению показателей социально-экономического развития области. Нужно сказать, что в деле исполнения указа есть как успехи, так и объективные трудности. Хорошо обстоят дела с обеспечением земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального строительства, инженерной инфраструктурой – сразу после вступления в силу указов президента в области были внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты и началась работа по улучшению жилищных условий этой категории граждан. Сложнее обстоят дела с развитием арендного жилья – как и все новое, а если точнее, то хорошо забытое старое, эта форма бизнеса вызывает у инвесторов определенные опасения.
– Насколько критично складывается ситуация с аварийным фондом в области? Какой объем работ запланирован на ближайшие два года?
– Проблема ветхого и аварийного жилья является одной из болевых точек региона. На сегодняшний день в области насчитывается более 488,9 тыс. кв. м аварийного жилья, на решение указанной проблемы в 2013-2015 годы из средств бюджета области планируется выделить более 3 млрд рублей, общий же объем финансирования мероприятий по расселению аварийного жилфонда должен составить порядка 9 млрд рублей. За три года правительство региона планирует расселить 261 тыс. кв. м аварийного жилфонда, что позволит переехать в новые дома 14,5 тыс. северян.
– Насколько востребован в регионе сегмент ИЖС?
– Являясь эффективным способом улучшения жилищных условий, ИЖС ежегодно обеспечивает порядка 50% ввода жилья на территории региона. Это показывает, что жителям области нравится жить в собственных домах, а власть должна поддерживать это здоровое желание граждан. Преследуя эту цель, в рамках проекта государственной программы предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам на осуществление индивидуального жилищного строительства. Малоэтажное строительство также является актуальным для Архангельской области, так как оно обладает рядом преимуществ: имеет меньшие сроки и сметную стоимость строительства, не исключает возможность строительства автономных систем обеспечения, что весьма привлекательно ввиду отсутствия достаточного количества земельных участков, обеспеченных инженерией, не нарушает историческую застройку муниципальных образований региона. В настоящее время министерство формирует банк данных типовой проектной документации, и проектам ИЖС в нем отведена не последняя роль. Кроме того, в малоэтажном домостроении более распространено применение экологичных и энергоэффективных материалов, что благотворно влияет на качество жизни северян.
– При этом развитие ИЖС подразумевает непростое решение вопросов с обеспечением участков инженерией. Готова ли область к таким расходам?
– Потребность в инженерной инфраструктуре превосходит возможности регионального бюджета на много лет вперед, поэтому приходится расставлять приоритеты. В ближайшие годы инженерной инфраструктурой будут обеспечиваться в основном земельные участки для многодетных семей. Проводя работу по выделению земельных участков этой категории граждан, муниципальные образования стараются выбирать участки, наиболее подготовленные для строительства, тем самым сокращая затраты на их обеспечение инженерией. Однако и в этом случае мероприятия обходятся бюджету недешево. К примеру, строительство 1 км грунтовой дороги стоит порядка 20 млн рублей, а это только минимум, который необходим. По области начитывается порядка 3500 многодетных семей, представляете, сколько километров дороги необходимо, чтобы обеспечить такое количество земельных участков? А еще необходимо электричество, вода, где-то даже газ и канализация, и получается, что общая потребность в финансовых средствах составляет более 4,9 млрд рублей. А есть и другие категории граждан, которые не меньше многодетных хотят иметь свой дом.
– Как оцениваете результаты перехода от лицензирования к саморегулированию? Как оцениваете роль и работу НОСТРОЙ?
– Сама по себе идея саморегулирования является красивой, я бы даже сказал, вдохновляющей. Кому как не представителям профессионального сообщества знать, кто достоин чести влиться в их ряды, а кто нет. С другой стороны, как всегда, в процессе реализации все оказывается не так уж и радужно. Ни для кого не секрет, что существует множество саморегулируемых организаций, которые буквально продают допуски, преследуя исключительно цели собственного обогащения, а не те, которые декларируют. О какой безопасности может идти речь в этом случае? Основной задачей НОСТРОЙ является как раз недопущение подобного, однако это имеет место быть, и никаких предпосылок к обратному пока не видно. Но справедливости ради нужно сказать, что есть и достойные СРО, и их подавляющее большинство. Эти СРО, помимо того что обеспечивают контроль за профессиональной деятельностью своих членов, берут на себя часть социальных обязательств и участвуют в инициативах региональных властей. НОСТРОЙ и СРО должны быть тем мостиком, который связывает органы власти и профессиональное сообщество.
рубрика:
Строительный округ
автор:
Максим Шумов