Дороги за чужой счет

Ленинградская область планирует развивать собственную дорожную сеть за счет частных инвесторов: в регионе рассчитывают построить трассы в формате государственно-частного партнерства в районе Нового Девяткино и в Киришском районе. По оценкам экспертов, при серьезной проработке проекты могли бы заинтересовать банки и компании, уже управляющие платными автодорогами. В аварийном состоянии Дорожная сеть Ленинградской области давно не развивается в объеме, необходимом для развития региона. На сегодняшний день сеть автомобильных дорог области является одной из самых развитых в России: по территории региона проходят около 1,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, 9,77 тыс. км – регионального значения и около 10,7 тыс. км трасс общего пользования местного значения. Сегодня из 6,5 тыс. км региональных автодорог с асфальтобетонным покрытием 86%, или 5,6 тыс. км, находятся в аварийном состоянии или не ремонтировались более 10 лет. Новые дороги практически не строятся. Чтобы изменить ситуацию, не рассчитывая на собственные средства бюджета, Ленинградская область сейчас прорабатывает два потенциальных проекта строительства автодорог в рамках ГЧП. Первый проект предполагает возведение 7-километрового участка дороги Санкт-Петербург – Матокса от КАД до Нового Девяткино. Предполагается, что это будет четырехполосная скоростная дорога протяженностью около 7 км с расчетной скоростью 120 км/ч. Сейчас ведутся предпроектные проработки строительства трассы. Стоимость строительства 7-километрового участка оценивается в 2,5-4 млрд рублей. Сейчас проект создания платной трассы в партнерстве с инвестором проходит согласование в экономическом блоке вице-губернатора Дмитрия Ялова. Эта платная дорога должна избавить жителей Нового Девяткино от перманентной пробки на единственном шоссе, связывающем поселок Мурино и город, обеспечить подъездом местную промзону и часть жилых комплексов. Правительство области рассчитывает в первую очередь на помощь строительных компаний, которые работают в этом районе, которые смогут дороже продать жилье в комплексе с развитой дорожной инфраструктурой. По словам Валерия Гаркавого, главы МО Муринское сельское поселение, договоренности с застройщиками уже существуют. По информации руководства обла­сти, интерес к участию в проекте проявляют «Арсенал-Недвижимость», «ЦДС» и «УНИСТО Петросталь». Часть строительных компаний, которые работают в Новом Девяткино, уже сейчас совмест­но финансируют проект строительства Новотоксовского шоссе, проезд по которому будет бесплатным. Стоимость проезда по платной дороге в Девяткино, сроки строительства и окупаемости трассы до окончания разработки проектной документации не обозначаются. Однако областные власти рассчитывают, что в случае успешного воплощения проекты платных дорог за счет застройщиков можно будет распространить в других районах области, которые активно застраи­ваются. В первую очередь областные руководители имеют в виду Всеволожский и Ломоносовский районы, в которых особо застраиваются Кудрово, Янино, Колтуши и Бугры, расположенные неподалеку от Петербурга. Начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский не уверен, что привлечение строительных компаний к дорожному ГЧП будет пользоваться популярностью в Ленобласти. «Для строи­тельных компаний это слишком дорогая непрофильная деятельность. Банки сейчас очень пристально следят за тем, насколько устойчивы строительные компании, и если последние тратят деньги на нецелевые расходы, для них повышаются кредитные ставки», – говорит господин Кумановский. Киришский срез Вторая платная дорога, которую в ближайшем будущем рассчитывает построить Ленинградская область, должна пролегать от Киришей до населенного пункта Рябово. Эта трасса может связать город Кириши Ленинградской области с автомобильной дорогой М-10 (Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург) в районе населенного пункта Смердыня Тосненского района. Дорога свяжет напрямую Тосненский и Киришский районы и позволит сократить путь из Киришей до Санкт-Петербурга более чем на 30 км за счет того, что новая трасса минует заезд в Новгородскую область. По словам первого заместителя председателя областного Комитета по дорожному хозяйству Алексея Рылеева, в настоящее время проект находится на стадии проработки бизнес-плана. Господин Рылеев рассказывает, что существует инвестор, который готов профинансировать реализацию проекта на 90%. Планируется, что область вложит 10% и решит земельные вопросы. В настоящее время ни сумма инвестиций, ни срок реализации не разглашаются, также не известно название компании, которая выступит инвестором. По оценке Дмитрия Кумановского, участие в ГЧП по строительству платных дорог в Ленобласти может быть интересно для дорожных строителей, которые работают в Петербурге и объем работы которых с каждым годом сокращается. «Включиться в подобный проект могли бы компании, которые уже занимаются управлением платными дорогами», – говорит аналитик. Попросить денег на дорогу В настоящее время по заказу Дорожного комитета Ленинградской области разрабатываются проекты строительства сразу нескольких новых трасс: автодороги нового выхода из Санкт-Петербурга от КАД в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на существующую автодорогу Санкт-Петербург – Матокса, моста через реку Свирь у города Подпорожье, путепровода на станции Гаврилово на автодороге Моховое – Ключевое, а также проекты реконструкции автодорог Куколь – Вячково – Мурманские ворота, Орехово – ст. Сосново – Кривко – Петяярви, Красное Село – Гатчина – Павловск, подъезда к городу Гатчина-1, Санкт-Петербург – Колтуши, Петродворец – Кейкино. Как поясняют в Комитете по дорожному хозяйству, денег на строительство и реконструкцию этих объектов в областном бюджете нет.
рубрика: Инфраструктура
автор: Анна Смирнова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.