Прибиться к причальной стенке
Девелоперы активно используют обилие водоемов и рек Петербурга для продвижения жилья – как правило, ставка делается на видовые характеристики. И лишь единицы решаются использовать воду как элемент инфраструктуры жилья – речь идет о причалах.
Девелоперы говорят, что данный вид услуг востребован, но проблема заключается в том, что в городе нет культуры использования причалов. Мало заправок (всего две, исключая яхт-клубы), остро стоит проблема электроподключения и иной необходимой инфраструктуры для малых судов.
Руководитель филиала Банка Москвы в Санкт-Петербурге Алексей Кольчик подсчитал, что в городе есть всего три жилых комплекса с причальными сооружениями. Еще несколько проектов жилья с причалами прорабатываются другими застройщиками. «Сегодня четыре проекта находятся в работе. Планы строительства есть и на Крестовском острове, и на Песочной набережной», – говорит он.
Наталья Луговская, вице-президент по продажам холдинга Setl Group, отмечает: «В девелопменте жилой недвижимости наличие причала в привязке к какому-либо объекту (например, элитный жилой дом) может значительно усиливать его преимущества в глазах потребителя и повысить статус прилегающей территории. Пример – жилой дом Stella Maris, который компания Setl City реализовала в 2006-2007 годах. Безусловно, такие проекты были и будут единичными, концентрируясь в сегменте премиум-класса».
Участники рынка говорят, что интерес девелоперов к обустройству причалов со стороны девелоперов невысок в силу ряда сложностей, в первую очередь ограничений Градостроительного и Водного кодексов, необходимостью согласований на федеральном уровне (в случае необходимости намыва территории), высокой стоимостью строительства причала и набережной. Для реализации такого проекта должны совпасть множество редких условий: берег реки, возможность на ней судоходства, а также непосредственно возможность строительства самого причала.
Татьяна Румянцева, руководитель отдела продаж компании «Высота», продолжает: «Жилые комплексы со специализированной инфраструктурой – городские или загородные – это очень спорный и рискованный сегмент, в котором застройщик довольно сильно ограничивает свою потенциальную аудиторию. Для этого нужна большая смелость. Дело в том, что объекты с яхтенной инфраструктурой изначально дорогие, так как самостоятельно такая инфраструктура редко окупается. Поэтому расходы на ее недешевое содержание, как правило, ложатся на плечи покупателей».
Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский мыс» (реализует жилой проект, в составе которого будет марина), подсчитал, что около 15% интересующихся их объектом – владельцы яхт. «Их интерес к «Леонтьевскому мысу» обусловлен именно наличием марины в его составе», – говорит господин Оноков.
Но аналитики отмечают, что занятие яхтингом в наших климатических условиях сильно ограничено по времени – всего несколькими месяцами в году. «Поэтому наши проекты не в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами. Люди, которые серьезно увлекаются яхтингом, чаще всего приобретают жилье за границей, в южных странах. И стоит оно там гораздо дешевле», – добавляет госпожа Румянцева.
Участники рынка обращают внимание на то, что все работы на воде и на береговой линии необходимо согласовывать с природоохранными и другими профильными структурами. В частности, необходимо получать санитарно-эпидемиологическое заключение об оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнения атмосферного воздуха, воды и т. п., заключение экологов о воздействии на окружающую среду. Нужно разрешение Росрыболовства: очень многие водоемы в Ленобласти имеют статус рыбоохранных, то есть на этих озерах вообще запрещено использование моторных плавсредств (в том числе лодок и скутеров). В Невско-Ладожском бассейновом водном управлении нужно получать ключевые документы: это решение о предоставлении водного объекта в пользование за плату и договор водопользования. Право заключить договор приобретается на аукционе.
Иногда девелоперы позиционируют причалы как пожарные пирсы для забора воды пожарными машинами. Но и в этом случае требуется получение всех перечисленных документов.
«У меня есть сомнения в том, что все построенные в поселках пирсы и причалы прошли соответствующие согласования», – считает Марина Агеева.
рубрика:
Маркетинг
автор:
Роман Русаков