Страховка для бизнеса
По оценкам экспертов, в Петербурге застраховано порядка 80% объектов коммерческой недвижимости, и этот показатель будет расти.
«После снижения объема рынка во время последнего кризиса он быстро восстановился и уже в 2011-м и прошлом году (в зависимости от сегмента) вышел на докризисный уровень», – рассказывает Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование».
Господин Овсянников подсчитал, что порядка 80% бизнес-центров класса B и выше застраховано.
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar, говорит, что если еще несколько лет назад многие собственники не понимали всей значимости процедуры страхования, то впоследствии данный вопрос был пересмотрен.
Наиболее активный спрос, по словам Виталия Овсянникова, у компаний с адекватной культурой риск-менеджмента, в которых управленцы осознают и просчитывают свои риски, тех, кто нацелен на долгосрочную работу на рынке.
«Для разных объектов ситуация и мотивация, побуждающая их страховать, различна. Так, владельцы вновь построенных объектов страхуют их очень охотно, потому что в них инвестированы деньги. Многие не новые объекты заложены в банки, и они страхуются в любом состоянии. Страхуют и ничем не обремененные объекты, но приносящие доход, например сдаваемые в аренду. А сдача в аренду, естественно, связана с рисками, опасностью этот доход потерять», – поясняет Игорь Иноземцев, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» по корпоративным продажам.
Татьяна Ини, директор департамента андеррайтинга СЗД ОАО СК «Альянс», добавляет, что страхование осуществляется добровольно либо по требованию собственника или кредитора.
В стандартный страховой пакет входят такие риски, как пожар, взрыв, падение пилотируемых летающих объектов, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, посторонние воздействия, то есть падение на объект деревьев, кранов и т. д.
Игорь Иноземцев говорит, что в его практике встречаются и такие специфические риски, как радиационное заражение объекта или прилегающей к нему земли.
«Как правило, страхуется все – и несущие конструкции, и отделка, и технологические сети. Сроки заключения страховых договоров обычно составляют один год, если объект не является предметом залога, в противном случае – на период залога.
В очень старых зданиях, которые в недавнем времени еще не прошли серьезный капитальный ремонт, и в которых нет приличной отделки, как правило, страхуются только несущие конструкции. Таких в Петербурге достаточно много», – рассказывает господин Иноземцев.
К специфическим рискам и покрытиям Виталий Овсянников относит также повреждение погрузо-разгрузочной техникой, риски массовых беспорядков, забастовок, локаутов, расходы на восстановление документов, расходы на оплату услуг консультантов и пр.
Олег Кялвияйнен, заместитель директора по развитию филиала ЗАО «Объединенная страховая компания», уточняет, что риски «Террористический акт» и «Отказ электронного оборудования» в стандартный пакет не входят и страхуются дополнительно. «Риск «Террористический акт» выбирают редко, видимо, полагаясь на традиционный «авось», а риск «Отказ электронного оборудования» актуален в основном для крупных производств», – добавляет эксперт.
По словам господина Овсянникова, наиболее востребованная дополнительная опция – это страхование от потери прибыли в результате перерыва в производстве. «Ее приобретают около 30% клиентов – владельцев коммерческой недвижимости. В этом случае страховая компания компенсирует потерю прибыли, если бизнес-процесс был прерван, например, пожаром. По сути, это дополнительная опция страхования имущества предприятий. Например, если предприятие застраховало здание от пожара, то существует возможность застраховать и риск убытков от перерыва в производстве, вызванного пожаром в этом здании», – поясняет эксперт.
Участники рынка считают, что популярность страховки для коммерческих объектов будет расти.
«Культура страхования в стране в целом и в Санкт-Петербурге находится на начальном этапе развития, поэтому перспективы рынка положительные, – считает Олег Кялвияйнен. – Уже сейчас мнение страхователей по поводу страхования меняется с позиции «Навязали» на позицию «Действительно нужно». В развитых странах большинство имущества – как коммерческого, так и некоммерческого – является застрахованным. Если у нас вопрос звучит так: «Страховать или нет?», то в Европе: «Какую страховую компанию выбрать?».
Виталий Овсянников полагает, что если не произойдет каких-то существенных изменений экономической ситуации, то можно прогнозировать в этом году рост рынка порядка 15-17%.
рубрика:
Финансы и страхование
автор:
Алена Шереметьева