Парки ждут классификации

Ассоциация индустриальных парков России несколько лет назад разработала классификацию промышленных парков. Сейчас предпринимаются попытки закрепить эту классификацию на законодательном уровне. Эксперты рынка говорят о том, что градация подобных зон нужна. Владимир Вишневский, управляющий директор «ВТБ Капитал Управление активами», необходимость создания классификации поясняет так: «Сегодня сложилась такая ситуация, что такой субъект хозяйственной деятельности, как индустриальные парки, официально не закреплен. Во всем мире подобная классификация принята, и инвестор, приходя в тот или иной проект, представляет себе, с чем он имеет дело. Ведь понятие индустриального парка подразумевает определенный набор количественных и качественных характеристик». Господин Вишневский пояснил, что сегодня ассоциация сертифицирует лишь индустриальные парки, которые развивают члены ассоциации, однако, по его мнению, необходимо закрепить подобное понятие и законо­дательно. Инструмент регулирования Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», говорит: «Классификация, полагаю, играет важную роль в функционировании и развитии индустрии. Система классификации в сочетании с мониторингом соответствия выступает основным инструментом регулирования и на предмет соответствия проектов приятным международным стандартам и стратегическим задачам государства по развитию различных секторов экономики и стимулированию инноваций. Одновременно классификация, естественно, повышает транспарентность, так как представляет собой понятную для инвесторов (в том числе иностранных) «карту местности», позволяет быстро получить достаточно детальную информацию о проекте, что является одним из необходимых условий повышения лояльности и формирует базу для эффективного привлечения частного капитала». Директор департамента маркетинга и консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Ольга Шарыгина отмечает, что сегодня, как правило, все индустриальные парки принято делить на качественные и некачественные, и других классификаций на сегодняшний день практически не встречается. Основными критериями по-прежнему являются площадь объекта, развитость инженерной инфраструктуры, а также срок функционирования индустриального парка. «Данные параметры помогают определить возможности и недостатки индустриальных парков. Безусловно, данная классификация нужна рынку недвижимости, поскольку она напрямую влияет на ценовую политику, то есть определяет правильное соотношение цены и качества объекта. Стоит отметить, что данная классификация не нова, она используется и в других сегментах рынка недвижимо­сти», – заключает госпожа Шарыгина. Екатерина Иванова, заместитель руководителя отдела складской и индустриальной недвижимости East Real, считает, что для индустриальных парков должны быть приняты единые требования и стандарты относительно инженерной обеспеченности, транспортной доступности, классов размещаемого производства, управляющей компании и т. д. Классность индустриальных парков должна определяться исходя из этих и дополнительных конкурентных параметров. В первую очередь введение классификации может откорректировать стоимость участков в ряде индустриальных парков», – уверена она. Точка отсчета Вера Бойкова, руководитель отдела индустриальной недвижимости ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, добавляет: «Проекты индустриальных парков можно разделить на Greenfield и Brownfield. Именно эта базовая классификация используется большинством участников рынка. Необходимость создания дополнительных классификаций – спорный вопрос. Никакого влияния на рынок это не окажет, хотя, возможно, упростит для конечных пользователей понимание рынка и поиск оптимального объекта». Генеральный директор «ЭнергоПроект-Стальконструкция» Игорь Василенко считает, что пока острой необходимости в классификации нет, поскольку и инду­стриальных парков в их настоящем понимании в России нет. «В цивилизованном виде индустриальный парк – это когда государство проводит все сети, создает все возможности и льготы для ведения бизнеса и передает землю под застройку инвестору. На существующих же условиях я бы в индустриальный парк не пошел. Есть примеры, когда даже в крупных парках правительство Ленобласти не строит дороги, не проводит электроэнергию, тепло, что значительно усложняет процесс строительства недвижимости. Можно привести и удачный пример – индустриальный парк «Федоровское», где девелопер самостоятельно подводит все коммуникации, но это изначально было заложено в стоимость», – рассуждает господин Василенко. Он считает, что правила регулирования индустриальных зон в России, близкие к европейским, появятся примерно через 10 лет.
рубрика: Промышленность
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.