Карелия получит программный импульс

До конца года Республика Карелия представит федеральному центру собственную целевую программу комплексного развития до 2020 года. На инфраструктурное развитие и модернизацию мощностей реального сектора экономики планируется потратить почти 0,5 трлн рублей. Предложение региональных властей о разработке целевой программы развития республики было поддержано секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым на втором заседании Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования региона. Выступая на заседании Госкомиссии, глава Карелии Александр Худилайнен отметил, что дальнейшее развитие республики невозможно без создания условий для развития экономики, которая является базой для повышения качества жизни населения и функционирования социальной сферы. «Сегодня полноценное и комплексное развитие экономики республики не может быть реализовано в рамках действующих ФЦП в силу ограничений их целей и задач узкой проблемной направленностью, а также жест­ких лимитов финансирования. Именно поэтому республике необходима специальная федеральная программа», – отметил господин Патрушев. По его словам, принятие программы поможет значительно улучшить социально-экономические показатели развития республики, а затем и достигнуть уровня Финляндии. Для включения в федеральную целевую программу проработано порядка 200 мероприятий и почти 500 проектов по всем основным ее направлениям. Реализация этих мероприятий потребует примерно 490 млрд рублей, в том числе 91 млрд рублей должен поступить из федерального бюджета. Ожидается, что реализация программы позволит региону достичь среднероссийских темпов роста. В результате будет обеспечен рост валового регионального продукта в 1,6 раза, промышленного производства – на 35%, сельскохозяйственной продукции – на 21%, продукции рыбоводства – в 1,7 раза. Туристический поток превысит 1 млн человек в год. Территориальный принцип Будущее республики региональные власти связывают прежде всего с инфраструктурным развитием и усилением транзитной функции региона, с развитием производств в реальном секторе экономики и сопут­ствующих проектов. Реализация программы предполагает два основных этапа. В первую очередь региону требуется развитие транспортной, приграничной и энергетической инфраструктуры. Для этого планируется провести реконструкцию и строительство железнодорожного, автомобильного вокзалов, аэропорта в Петрозаводске, расширить пропускную способность железных дорог и пунктов таможенного пропуска – Сювяоро, Вяртсиля и Люття. Планируется построить Беломорский и Кемский морские порты, привести автомобильные дороги в соответ­ствие с нормативными требованиями. На втором этапе будет запущена реализация крупных инфраструктурных проектов, которые станут базой для развития реального сектора экономики и обеспечат возможные точки роста промышленности необходимой инфраструктурой. Согласно программе, регион будет поделен на территориальные очаги развития. Одна из главных точек роста – центральная зона с городами Петрозаводск – Кондопога – Пряжа – Олонец. Это столично-деловой центр, имеющий промышленную, сельскохозяйственную и туристскую специализацию. На территории Беломорск – Кемь расположится портовая зона и биологический кластер. В зоне Сегежа – Надвоицы – Медвежьегорск будут развиваться предприятия лесопромышленного комплекса. Промышленная и транзитная специализация будет развиваться в Костомукше, горнопромышленный комплекс, деревообработка, агропромышленный комплекс – в зоне Питкяранта – Сортавала – Лахденпохья. Также будет создан пилотный туристский кластер «Заонежский», ориентированный на круглогодичное посещение острова Кижи. Ставка на сырье Перспективное направление развития республики связано с реализацией проектов по углубленной переработке минерального сырья. Локомотивом экономики должны стать Пудожский проект по освоению месторождения титано-магнетитовых руд, строительство современных комплексов по производству щебня, а также торфодобывающих предприятий, переработка шунгитовых пород. Кроме того, в регионе должны быть реализованы проекты в сфере машино- и приборостроения, электроники, перспективные инновационные проекты, проекты по созданию Центра экранопланостроения в Петрозаводске, а также организации производства по выпуску самолетов для местных авиалиний. В различных областях региона предполагается реализация проектов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, пищевой промышленности. Проект концепции федеральной целевой программы по комплексному развитию Карелии до 2020 года предполагается представить в Минрегион РФ до конца 2013 года. По мнению экспертов, обеспечение республики федеральной поддержкой – это дело даже не регионального, а общероссийского масштаба. «Дело в том, что денег в нынешних федеральных программах довольно много, но грамотно оформить их перевод регионы не в состоянии из-за крайне низкого качества подготовки соответствующей документации. Ведь получение средств нужно обосновать. Федералы и хотели бы помочь регионам деньгами, но просто не могут по закону, – говорит директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. – Что касается Карелии, то это во всех отношениях сложный регион. Промышленность регио­на в упадке, есть конфликты в межнациональных отношениях. Понятно, что власти крайне заинтересованы в том, чтобы Карелия получила поддержку, потому что получить кризисный регион на границе с Евросоюзом, да еще и рядом с Петербургом, никто не хочет. Если этот проблемный котел рванет, мало не покажется никому». Кстати: Ряд регионов России уже получил аналогичные целевые программы, направленные на комплексное развитие, в частности «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», «Социально-экономиче­ское развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Юг России (2008-2013 годы)» и т. д. На этом фоне выделяется Калининградская область, которая не только успешно реализует федеральную целевую программу до 2015 года, но первой среди российских регионов получила отдельную государственную программу развития объемом более 1 трлн рублей.
рубрика: Новости регионов
автор: Михаил Немировский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.