Год перемен
Уходящий год был для инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга богатым на события. «Строительный Еженедельник» выбрал наиболее значимые из них.
Строительному блоку нашли кураторов
В уходящем году практически все ключевые сферы городского хозяйства сменили ответственных лиц. Самым значимым событием стало появление в городе нового «строительного» вице-губернатора Марата Оганесяна. Больше года строительная отрасль Петербурга оставалась без куратора – после того как в правительство Подмосковья перебрался Роман Филимонов, вопросами строительства занимался куратор имущественного блока Игорь Метельский.
Приход нового вице-губернатора повлек за собой кадровые перестановки в подведомственных ему комитетах. Так, господин Оганесян не сработался с главой Комитета по строительству Андреем Артеевым, который был отстранен от службы с формулировкой «за бездействие и неудовлетворительную работу ведомства». На его место пришел Михаил Демиденко – давний соратник Марата Оганесяна. Не сложились отношения у вице-губернатора и с главой КРТИ Дмитрием Бурениным, который не проработал на посту председателя комитета и года. В сентябре чиновники вступили в открытую конфронтацию из-за строительства метро до Пулково, и вскоре Дмитрий Буренин уже писал заявление об уходе по собственному желанию.
В апреле в Смольный пришли два столичных чиновника – «имущественным» вице-губернатором стал бывший замминистра обороны Михаил Мокрецов, а главой КГА вместо Юлии Киселевой стал бывший заместитель председателя столичного КГА Олег Рыбин. А в мае нового рулевого обрела и сфера городского ЖКХ. За необоснованный рост тарифов еще в феврале был уволен Сергей Козырев, а на «расстрельную должность» был назначен работавший в команде экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Владимир Лавленцев.
Вторая жизнь для транспортных объектов
Осенью 2013 года наступила своеобразная «оттепель» для ряда инвестиционных проектов, замороженных с приходом на пост губернатора Георгия Полтавченко. Смольный несколько лет пытался определиться с альтернативным видом транспорта до нового терминала Пулково, который городские власти обязаны организовать до 2018 года. Ранее правительством рассматривались варианты линии ЛРТ, ветки метро и запуска аэроэкспресса. Но в ноябре губернатор заявил, что болельщиков в аэропорт доставит именно «легкорельс». Стоимость строительства ветки может составить около 12 млрд рублей – эти деньги, как ожидается, выделит частный сектор. Впрочем, как сообщил замминистра транспорта Николай Асаул, федеральный центр готов профинансировать до 30% проекта. Также в этом году городские власти решили актуализировать разработанный еще пять лет назад проект строительства моста через Серный остров. От строительства моста Смольный отказывался дважды – в 2008 и 2012 годах. На данный момент, по словам чиновников, строительство переправы включено в проект расширения наб. Макарова. А обновленный проект должен быть готов к весне 2015 года.
Кроме того, чиновники решили добиваться федерального финансирования на реализацию еще одного долгостроя – транспортного обхода центра города. Объект, который будет базироваться на набережных Обводного канала, получил вторую жизнь благодаря программе реновации двух кварталов в историческом центре. Любопытно, что за два года проект обхода подорожал в два раза, но с решением главной проблемы – как перебраться через Неву в створе Феодосийской ул. – Смольный так и не определился.
Нелегкий старт Пулково
4 декабря открыл двери для пассажиров новый терминал аэропорта Пулково, который с 2010 года по заказу консорциума «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) строила итало-турецкая ICA. За последний год строительство важнейшего транспортного объекта города было омрачено целым рядом скандалов. С декабря 2012 года заказчик и подрядчик строительства вынуждены были отбиваться от судебных исков Ростехнадзора, пытающегося остановить строительство терминала. В ходе проверки представители ведомства обнаружили более двух десятков отклонений от согласованного экспертизой проекта, что, по мнению специалистов, ставит под удар безопасность будущих пользователей здания. Например, строители использовали сферические мостовые опоры с неверным температурными характеристиками, при покрытии ферм и их опор использовали не тот тип стали и иную марку бетона. Примечательно, что необходимых документов от Ростехнадзора на ввод терминала в эксплуатацию оператор аэропорта к 4 декабря так и не получил. К началу работы не было у «ВВСС» и разрешения от Росавиации на осуществление аэропортовой деятельности. Несмотря на это рейсы из нового терминала уже осуществляются.
Районная рокировка
В начале мая Георгий Полтавченко инициировал масштабную перестановку глав администраций районов Петербурга. В итоге половина районов города сменила глав. Некоторые руководители районов ушли с должности по причине достижения предельного для госслужащего возраста, некоторые просто поменяли районную прописку. А два кадровых решения прямо связаны с предшествующими им скандалами. Так, одной из возможных причин перевода Терентия Мещерякова из Фрунзенского района в Кронштадский могли стать результаты прямой линии с президентом РФ, где в прямом эфире прозвучала жалоба от жителя Купчино о непомерно высокой квартплате. При этом господин Мещеряков потерял и место в городском правительстве. Еще одна громкая отставка случилась в Приморском районе, где из-за «мусорного дела» взял самоотвод Вячеслав Чазов. На его место пришел экс-вице-губернатор Костромской области Николай Цед. Примечательно, что за два года у руля города Георгий Полтавченко успел поменять почти всех руководителей районных администраций, начинавших работать при Валентине Матвиенко. За свои места держатся только два старожила: глава Колпинского района Дмитрий Кобицкий и Мария Щербакова – бессменный руководитель Центрального района.
Культурный поворот для Апраксина Двора
Смольный решил взять в свои руки вопрос преображения одной из самых сложных как в имущественном, так и в криминогенном плане территорий – Апраксина Двора. В феврале 2013 года Комитет по инвестициям Петербурга сообщил, что городские власти решили не продлевать с компанией «Главстрой-СПб» инвестсоглашение по реконструкции Апраксина Двора, которое было заключено еще в 2008 году. В Смольном посчитали, что концепция развития территории, представленная структурой Олега Дерипаски, не решает задачу развития этой площадки. Работа инвестора также была осложнена возникшими по результатам проведения экспертизы ограничениями по приспособлению корпусов двора под современные нужды. После этого судьбу торгового квартала взял под личный контроль вице-губернатор Игорь Дивинский. По его поручению Комитет по инвестициям объявил новый конкурс на реконструкцию двора, результаты которого были одобрены губернатором в конце ноября. По планам комитета, оптовый рынок «Апрашки» переедет на Московское шоссе, а на его месте появится культурное пространство, включающее в себя креативный кластер, выставочную, офисную недвижимость и апартаменты.
ЗСД пустили на север
В 2013 году было открыто движение автотранспорта по северному участку Западного скоростного диаметра протяженностью 26 км (от Приморского пр. до «Скандинавии»). Работы по строительству этой части ЗСД велись подрядчиками «Мостоотряд-19» и «Пилон». Согласно заключенным контрактам, движение должно было открыться еще в конце 2012 года, но сроки окончания работ неоднократно переносились. Несмотря на то что генеральный директор ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов на официальной церемонии открытия северного участка ЗСД обещал, что итоговая стоимость проезда по этой части диаметра будет известна к декабрю 2013 года, на момент сдачи номера в печать эта цифра так и не была определена. В пресс-службе ОАО «Магистраль Северной столицы» отметили, что для разработки математической модели определения платы за проезд по северной части ЗСД создана рабочая группа, которая пока не сделала никакого заключения. Единственное, что известно, так это то, что северный участок ЗСД разделят на две или три зоны в связи с тем, что трасса протяженная.
Весной 2013 года началось активное строительство центрального участка ЗСД – от наб. реки Екатерингофки до развязки с Приморским пр. Его протяженность — 11,7 км, из которых 6 км пройдет по воде. Богат данный участок ЗСД и на искусственные сооружения. Здесь будут построены семь мостов, три эстакады, один тоннель под рекой Смоленкой и три транспортные развязки. Генеральным подрядчиком строительства является итальянская компания ICA («Асталди Ичташ»), которая сдает объект под ключ. Плановое окончание работ – II квартал 2016 года. Стоимость строительства центрального участка ЗСД составит более 100 млрд рублей.
«Четвертая революция» Петербурга
В 2013 году в Петербурге был полностью введен в строй главный канализационный коллектор, продолжение которого строили 12 лет (с 2001 по 2013 год) и потратили на это 28,3 млрд рублей. Теперь город сможет очищать до 98,4% сточных вод, что, по подсчетам ГУП «Водоканал Петербурга», составляет 4 тыс. железнодорожных цистерн сбросов ежедневно. Таким образом, город выполнил требования Хельсинкской конвенции по защите Балтики. Завершение всех работ по коллектору позволило закрыть 76 прямых выпусков сточных вод и прекратить сброс в Неву неочищенных сточных вод объемом 334 тыс. куб. м в сутки. Это составляет 122 млн куб. м стоков в год.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала открытие главного канализационного коллектора «четвертой революцией» Петербурга. Реализация проекта проходила на бюджетные деньги города и РФ, собственные средства ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», деньги европейских банков, Министерства экологии Финляндии и других участников.
По данным «Водоканала», полностью очищать сточные воды Петербург сможет к 2018 году.
Девелоперам навязали инфраструктуру
В уходящем году Смольный четко обозначил свою позицию по поводу того, что возведение объектов социальной инфраструктуры в проектах комплексного освоения должно осуществляться за счет инвестора, а затем дариться городу. Вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян заявил, что «строительство социально значимых объектов за счет городского бюджета изжило себя», добавив, что застройщикам выгодно инвестировать в социальные объекты, ведь это делает жилье в их комплексах комфортным, а следовательно, более востребованным.
Необходимость такой меры, по мнению властей, вызвана тем, что бюджет Комитета по строительству сокращается от года к году, и денег на возведение объектов социальной инфраструктуры у города просто нет. Так, в 2012 году бюджет составлял 42 млрд рублей, в 2013-м – 28 млрд, по планам на 2014 год комитету планируют выделить не более 22 млрд рублей.
Впрочем, застройщикам возводить объекты социальной инфраструктуры пока предложено на добровольных началах – законодательно это никак не закреплено. Инициатива властей Петербурга требует внесения изменений в закон о долевом участии (сейчас за нецелевое использование денег на социнфраструктуру застройщика могут оштрафовать, вплоть до уголовной ответственности) и Налоговый кодекс РФ. Однако пока реальность таких корректировок под вопросом. В итоге строительный бизнес возведение социальной инфраструктуры за свой счет воспринял как вынужденную меру, но не совсем экономически справедливую. Тем не менее уже около 10 строительных компаний пошли на условия Смольного. Среди них компании Setl City, «ЛенСпецСМУ», NCC, «ЮИТ Лентек» и др.
Взамен бизнес-сообщество ждет поддержки от правительства Петербурга в виде льгот на приобретение земельных участков под инфраструктуру, льготное подключение этих объектов к электросетям, снижение процентных ставок по кредитам на строительство и т. д.
Право достроить «Зенит-Арену» осталось за «Трансстроем»
Весь уходящий год не стихали страсти вокруг строительства «Зенит-Арены» на Крестовском острове. Правительство Петербурга сначала расторгло контракт с генеральным подрядчиком по строительству стадиона ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» Олега Дерипаски, а затем объявило новый тендер на право достройки «Зенит-Арены». Впрочем, эксперты назвали его формальным, так как победителем в аукционе стала все та же компания «Трансстрой». Подрядчик снизил стоимость выполнения работ на 13 млн рублей – с 12,553 млрд до 12,540 млрд рублей.
Эксперты отмечали, что решение о расторжении контракта с компанией «Трансстрой» было принято Администрацией Санкт-Петербурга в связи с тем, что стоимость проекта на тот момент составляла около 44 млрд рублей и не соответствовала фактическим видам работ. Кроме этого, расторжение прошлого соглашения произошло в связи с пересмотром стоимости строительства и объявлением нового тендера. Поэтому аналитики предполагали, что, возможно, стоимость контракта уже была известна «Трансстрою» на момент расторжения договора и вполне устраивала компанию.
По официальным данным, которые сообщил вице-губернатор Марат Оганесян, конечная стоимость стадиона на Крестовском составляет 34,9 млрд рублей. Планируемый срок завершения строительно-монтажных работ – конец 2015 года. Пусконаладочные работы оборудования будут проведены летом 2016 года.
Петербург защитили от блэкаутов
В энергетической сфере города знаковым событием стал долгожданный пуск малого энергокольца 330 кВ вокруг города. На возведение объекта филиалу «ФСК ЕЭС» МЭС Северо-Запада понадобилось пять лет и 32,3 млрд рублей. Энергетики провели комплексную реконструкцию четырех подстанций 330 кВ, модернизировали существующие и построили новые кабельные и воздушные линии электропередачи. Согласно проекту в малое энергетическое кольцо входят пять подстанций классом напряжения 330 кВ. Первые четыре уже полностью готовы, а последняя будет достроена и запущена в 2014 году. По словам энергетиков, применение кольцевой схемы предполагает двустороннее питание каждого из электросетевых объектов кольца. Это позволит значительно снизить риски ограничения электроснабжения потребителей при возникновении технологических нарушений.
Андрей Муров, председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС», также пообещал губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, что уже к 2018 году будет построено большое энергокольцо стоимостью 15 млрд рублей.