Антикризисный маневр
Наличие кризисных явлений в российской экономике никто из аналитиков уже не отрицает. В такой период на первый план выходит умение прогнозировать и управлять финансовым капиталом своей компании, считают эксперты.
По словам Павла Лапшина, менеджера по оказанию аудиторских услуг компаниям финансового сектора EY, индикатором кризисных явлений в российской экономике прежде всего является индекс промышленного производства. За девять месяцев 2013 года он составил 100,1%. «Это значит, что наша промышленность выросла всего на 0,1%. Инфляция за этот период составила 5-6%. Объем производства машин и оборудования упал на 7%. В плюсе на данный момент только производство пластмассовых и резиновых изделий (6%) и выпуск кокса и нефтефтепродуктов (2%). Получается, что сырьевые отрасли растут, а традиционная производственная экономика падает», – рассказал Павел Лапшин.
Роман Огоньков, председатель правления банка «НФК», отметил, что ответ на вопрос, есть кризис или нет, нужно искать внутри каждой компании отдельно. «Для тех, кто переоценил возможности роста и не контролировал уровень долговой нагрузки на компанию в период, когда падает спрос и экономика испытывает трудности, скорее всего, существует критическая ситуация. С другой стороны, есть компании, которые имеют приемлемый уровень долговой нагрузки и хорошо проработанные планы развития. Именно такие игроки рынка сегодня могут находить точки роста и развития, даже несмотря на не самые приятные условия внешней среды», – считает господин Огоньков.
В свою очередь, Игорь Зырянов, генеральный директор ООО «Шведская нефть», с сожалением заметил, что около 70-80% компаний не могут прогнозировать свои финансовые потоки в связи с неопределенностью российской бизнес-среды, а также другими факторами. «Естественно, они идут в банк и берут кредиты. Дальше, когда условия меняются, происходит структурирование рынка: слабые компании уходят, а сильные игроки, которые просчитывали варианты, делали прогнозы, оказались более устойчивыми и готовыми к кризисным явлениям, остаются. Я считаю, что в данный период на первый план выходит умение прогнозировать и управлять финансовым капиталом своей компании», – прокомментировал он.
Ставки будут снижаться
Эксперты уверены, что в ближайшее время ставки банков по кредитам для корпоративных клиентов будут снижаться пропорционально увеличению конкуренции на рынке финансовых структур.
Ольга Соколова, начальник отдела корпоративного бизнеса «Кредит Европа банк», рассказала, что основным драйвером восстановления экономики после кризиса 2008 года было потребление, которое поддерживалось банками посредством кредитования. «В результате в 2012 году рост потребительского кредитования в целом по рынку составил около 40%. Как следствие, в 2013 году было зафиксировано увеличение уровня просрочки по платежам, что, на мой взгляд, является одним из звоночков кризисного периода. В связи с этим большинство банкиров в 2013 году сместились в менее маржинальный, но более стабильный сектор корпоративного кредитования», – прокомментировала эксперт.
Юлия Ильина, доцент кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента СПбГУ, отметила, что, по последней статистике, ставки по кредитам для корпоративных клиентов составляют от 9 до 24% годовых. Для крупных компаний они равняются 9%. Для средних компаний – 14-16%. Для малых предприятий достигают 19-24% годовых. «Все говорят об уменьшении спроса на кредиты ввиду снижения количества инвестиционных проектов и в целом понижения внутреннего потребительского спроса, а также сокращения инвестиций в основной капитал», – добавила она.
Однако Ольга Соколова предостерегает участников рынка: для уменьшения рисков финансовые вопросы представителям бизнеса лучше решать не с одним, а с несколькими банками одновременно, потому что диверсификация приводит к улучшению сервиса и сокращению затрат.
Финансовые инструменты в помощь
По словам Юлии Ильиной, в кризисных условиях у многих компаний затруднен доступ к традиционному банковскому кредитованию, соответственно, игрокам рынка необходимо изыскивать внутренние ресурсы. Одним из внутренних источников роста и развития является управление дебиторской задолженностью (факторинг). «Согласно различным исследованиям, платежная дисциплина компаний падает, поэтому управление дебиторской задолженностью играет огромную роль. По мнению экспертов, это не только один из инструментов финансового регулирования, но также и один из элементов управления рисками предприятия», – рассказала Юлия Ильина.
Роман Огоньков отметил, что факторинг – это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. По его словам, ожидается, что в ближайшее время рост рынка факторинга в России составит около 40%.
Альтернативой или дополнением к факторингу могут стать продукты рынка страхования.
В этой связи Галина Владельщикова, заместитель по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах», отметила, что как только в экономике начинаются первые кризисные явления, то сразу все вспоминают о страховании. «Когда у Мастер-Банка отозвали лицензию, то в нашу организацию посыпался шквал звонков от юридических лиц с просьбой застраховать их деньги, размещенные в том или ином банке», – прокомментировала она. По ее словам, отрасль страхования в принципе работает на то, чтобы защитить имущественные интересы юридических и физических лиц. Однако наиболее востребованным продуктом в период спада в экономике является кредитное страхование, которое нацелено на защиту дебиторской задолженности. Покрываемыми рисками в данном случае является банкротство, длительная просрочка платежа, политические риски и др., а страховыми случаями – дефолты как поручителя, так и контрагента-дебитора.
По словам Галины Владельщиковой, объем этого рынка в России по итогам 2012 года составил 2,4-2,5 млрд рублей (без страховых премий). Наиболее крупными игроками в этой сфере являются Государственное экспертно-кредитное агентство, компании «Ингосстрах», «Гермес», «АК Барс» и «Компас».
По словам Павла Лапшина, менеджера по оказанию аудиторских услуг компаниям финансового сектора EY, индикатором кризисных явлений в российской экономике прежде всего является индекс промышленного производства. За девять месяцев 2013 года он составил 100,1%. «Это значит, что наша промышленность выросла всего на 0,1%. Инфляция за этот период составила 5-6%. Объем производства машин и оборудования упал на 7%. В плюсе на данный момент только производство пластмассовых и резиновых изделий (6%) и выпуск кокса и нефтефтепродуктов (2%). Получается, что сырьевые отрасли растут, а традиционная производственная экономика падает», – рассказал Павел Лапшин.
Роман Огоньков, председатель правления банка «НФК», отметил, что ответ на вопрос, есть кризис или нет, нужно искать внутри каждой компании отдельно. «Для тех, кто переоценил возможности роста и не контролировал уровень долговой нагрузки на компанию в период, когда падает спрос и экономика испытывает трудности, скорее всего, существует критическая ситуация. С другой стороны, есть компании, которые имеют приемлемый уровень долговой нагрузки и хорошо проработанные планы развития. Именно такие игроки рынка сегодня могут находить точки роста и развития, даже несмотря на не самые приятные условия внешней среды», – считает господин Огоньков.
В свою очередь, Игорь Зырянов, генеральный директор ООО «Шведская нефть», с сожалением заметил, что около 70-80% компаний не могут прогнозировать свои финансовые потоки в связи с неопределенностью российской бизнес-среды, а также другими факторами. «Естественно, они идут в банк и берут кредиты. Дальше, когда условия меняются, происходит структурирование рынка: слабые компании уходят, а сильные игроки, которые просчитывали варианты, делали прогнозы, оказались более устойчивыми и готовыми к кризисным явлениям, остаются. Я считаю, что в данный период на первый план выходит умение прогнозировать и управлять финансовым капиталом своей компании», – прокомментировал он.
Ставки будут снижаться
Эксперты уверены, что в ближайшее время ставки банков по кредитам для корпоративных клиентов будут снижаться пропорционально увеличению конкуренции на рынке финансовых структур.
Ольга Соколова, начальник отдела корпоративного бизнеса «Кредит Европа банк», рассказала, что основным драйвером восстановления экономики после кризиса 2008 года было потребление, которое поддерживалось банками посредством кредитования. «В результате в 2012 году рост потребительского кредитования в целом по рынку составил около 40%. Как следствие, в 2013 году было зафиксировано увеличение уровня просрочки по платежам, что, на мой взгляд, является одним из звоночков кризисного периода. В связи с этим большинство банкиров в 2013 году сместились в менее маржинальный, но более стабильный сектор корпоративного кредитования», – прокомментировала эксперт.
Юлия Ильина, доцент кафедры финансов и учета Высшей школы менеджмента СПбГУ, отметила, что, по последней статистике, ставки по кредитам для корпоративных клиентов составляют от 9 до 24% годовых. Для крупных компаний они равняются 9%. Для средних компаний – 14-16%. Для малых предприятий достигают 19-24% годовых. «Все говорят об уменьшении спроса на кредиты ввиду снижения количества инвестиционных проектов и в целом понижения внутреннего потребительского спроса, а также сокращения инвестиций в основной капитал», – добавила она.
Однако Ольга Соколова предостерегает участников рынка: для уменьшения рисков финансовые вопросы представителям бизнеса лучше решать не с одним, а с несколькими банками одновременно, потому что диверсификация приводит к улучшению сервиса и сокращению затрат.
Финансовые инструменты в помощь
По словам Юлии Ильиной, в кризисных условиях у многих компаний затруднен доступ к традиционному банковскому кредитованию, соответственно, игрокам рынка необходимо изыскивать внутренние ресурсы. Одним из внутренних источников роста и развития является управление дебиторской задолженностью (факторинг). «Согласно различным исследованиям, платежная дисциплина компаний падает, поэтому управление дебиторской задолженностью играет огромную роль. По мнению экспертов, это не только один из инструментов финансового регулирования, но также и один из элементов управления рисками предприятия», – рассказала Юлия Ильина.
Роман Огоньков отметил, что факторинг – это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. По его словам, ожидается, что в ближайшее время рост рынка факторинга в России составит около 40%.
Альтернативой или дополнением к факторингу могут стать продукты рынка страхования.
В этой связи Галина Владельщикова, заместитель по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах», отметила, что как только в экономике начинаются первые кризисные явления, то сразу все вспоминают о страховании. «Когда у Мастер-Банка отозвали лицензию, то в нашу организацию посыпался шквал звонков от юридических лиц с просьбой застраховать их деньги, размещенные в том или ином банке», – прокомментировала она. По ее словам, отрасль страхования в принципе работает на то, чтобы защитить имущественные интересы юридических и физических лиц. Однако наиболее востребованным продуктом в период спада в экономике является кредитное страхование, которое нацелено на защиту дебиторской задолженности. Покрываемыми рисками в данном случае является банкротство, длительная просрочка платежа, политические риски и др., а страховыми случаями – дефолты как поручителя, так и контрагента-дебитора.
По словам Галины Владельщиковой, объем этого рынка в России по итогам 2012 года составил 2,4-2,5 млрд рублей (без страховых премий). Наиболее крупными игроками в этой сфере являются Государственное экспертно-кредитное агентство, компании «Ингосстрах», «Гермес», «АК Барс» и «Компас».
рубрика:
Финансы и страхование
автор:
Екатерина Костина