НОСТРОЙ обсудил проблемы саморегулирования
В декабре в Москве состоялся День саморегулирования в строительной отрасли. Насыщенная программа обеспечила возможность обсудить проблемы строительных СРО и сообща найти пути их решения.
Разработка и внедрение стандартов на строительные работы стали одним из приоритетных и в то же время успешных направлений деятельности свежеиспеченных российских СРО. К примеру, на заседании совета НОСТРОЙ, приуроченного ко Дню саморегулирования, были утверждены 24 проекта стандартов и рекомендаций, в том числе первые стандарты, разработанные совместно с Национальным объединением проектировщиков. Как сообщил руководитель аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев, планируется внедрение в регионах новых стандартов, способствующих распространению опыта финансирования проектов в сфере повышения энергоэффективности.
Заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин обратил внимание на новые возможности для работы по обновлению существующих стандартов в строительстве: накануне Дня саморегулирования был подписан приказ Росстандарта № 1464 «О создании Технического комитета по стандартизации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».
Комитет возглавит заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Лариса Баринова. «Надеемся на то, что наработанный комплекс из 156 стандартов НОСТРОЙ будет перенесен на национальный уровень и станет основой национального нормирования в этой сфере», – отметил Александр Зажигалкин.
Банковские проблемы
В свете начавшейся «зачистки» банков, теряющих лицензии один за другим, на заседании совета НОСТРОЙ подняли вопрос о сохранности компенсационных фондов, которые обеспечивают имущественную ответственность членов СРО перед потребителями произведенных ими работ и услуг. После отзыва лицензии у Мастер-банка уже пропали компенсационные фонды ряда СРО. И надежды их вернуть практически нет, несмотря на то что президент НОСТРОЙ Ефим Басин направил обращения в правительство РФ и Банк России с просьбой о принятии мер по обеспечению защиты компенсационных фондов СРО, учитывая их социальную значимость.
Чтобы избежать в дальнейшем новых инцидентов со средствами компенсационных фондов, совет рекомендовал членам НОСТРОЙ перевести средства компенсационных фондов в банки с государственным участием.
О необходимости в кратчайшие сроки утвердить исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве напомнила заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Елена Сиэрра. Их число должно сократиться втрое, со 100 до 37, а сроки согласования – с трех лет до одного года. «В ежегодном послании президента РФ прозвучало поручение в очень короткие сроки утвердить исчерпывающий перечень административных процедур. Мы знаем, что это очень нужно и очень важно для всех строителей, инвесторов, риэлторов, девелоперов. Процедуры при строительстве должны быть понятны, прозрачны и доступны», – подчеркнула Елена Сиэрра.
Тендеры и госзаказ
Обсуждали участники мероприятия также тему тендеров и госзаказа. «Основным работодателем и заказчиком в строительной отрасли сейчас выступает государство, – констатировал вице-президент НОСТРОЙ Эдуард Дадов. – Поэтому от того, как будут проходить торги по госзаказу, насколько справедливо и открыто, зависит будущее строительной отрасли. Нам нужно очень серьезно подойти к формированию законодательной базы в этой области».
Намерение Минэкономразвития вернуть аукционы для распределения госзаказов расценил как угрозу малому бизнесу генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, председатель Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве. По его словам, в МЭР считают, что это будет в интересах малого бизнеса, на который приходится 70% подрядных организаций. «Как можно сказать, что когда идет демпинг, снижение цены на 40-50%, – что это поддержка малого бизнеса? – возмутился Валерий Мозолевский. – Это разорение малого бизнеса! Мы уничтожили малый бизнес именно благодаря аукционам».
По мнению господина Мозолевского, нет выработанной политики по поддержке малого бизнеса в строительной отрасли. «Все спекулируют на теме поддержки малого бизнеса, но практически никто не понимает, что такое в подрядных работах малый бизнес», – сказал он.
«Во всем мире это делается в два этапа: сначала идет предквалификация, когда рассматриваются возможности претендентов, их мощности, опыт работы, кадровый состав, а затем уже рассматривают такие критерии, как цена», – подчеркнул Ефим Басин. Вступающий в силу с нового года 44-ФЗ определил понятие демпинга и установил требование обосновывать возможность снижения цены более чем на 25% от первоначальной стоимости заказа. Ефим Басин сообщил, что НОСТРОЙ предлагал Минэкономики РФ снизить эту планку до 15%, но пока безрезультатно. Однако будет продолжать бороться за это. Учитывая, какую важную роль сегодня госзаказ играет для строительства, все больше обостряется проблема, связанная с глобальными инфраструктурными проектами уровня казанской Универсиады, сочинской Олимпиады или саммита АТЭС во Владивостоке. Для таких проектов стало нормой нарушение законодательства, когда с большими опозданиями идут разработка документации, выдача разрешений на строительные работы, освобождение площадок под застройку. В результате строительство идет параллельно проектированию, стоимость объекта толком непонятна, и полная документация появляется только к моменту окончания строительства. Это позволяет заказчику менять расценки, вводить новые условия, которые ведут к удорожанию строительных работ. Многие строители пострадали на инфраструктурных проектах из-за того, что постфактум менялись условия оплаты.
Очень трудно бороться с этим страшным злом, признался Ефим Басин. По его словам, выход один – надо действовать по правилам. А правила такие: не заключать договоры на строительные работы, если нет проекта и свободной строительной площадки. Однако в нынешних условиях, когда строители готовы душу продать за госзаказ, соблюдение этих правил представляется сомнительным.
С нечистоплотностью при выборе подрядчиков, которая в целом характерна для любых госзаказов, по словам Ефима Басина, НОСТРОЙ пытается бороться: существует требование, по которому организаторы тендеров обязательно должны запрашивать данные по выдаче допуска к работам участников конкурса у соответствующей СРО.
Борьба с «коммерческими» СРО
По поводу борьбы с «коммерческими» СРО, которые выдают «липовые» допуски к любым строительным работам, Ефим Басин сообщил, что в предложениях НОСТРОЙ, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, присутствует пожелание расширить права и возможности национальных строительных объединений в плане проверки или хотя бы ограничения регистрации таких СРО. Виктор Плескачевский, вице-президент СРО, посоветовал выложить в Интернете открытый список лиц, не получивших допуски к строительным работам.
Разработка и внедрение стандартов на строительные работы стали одним из приоритетных и в то же время успешных направлений деятельности свежеиспеченных российских СРО. К примеру, на заседании совета НОСТРОЙ, приуроченного ко Дню саморегулирования, были утверждены 24 проекта стандартов и рекомендаций, в том числе первые стандарты, разработанные совместно с Национальным объединением проектировщиков. Как сообщил руководитель аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев, планируется внедрение в регионах новых стандартов, способствующих распространению опыта финансирования проектов в сфере повышения энергоэффективности.
Заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин обратил внимание на новые возможности для работы по обновлению существующих стандартов в строительстве: накануне Дня саморегулирования был подписан приказ Росстандарта № 1464 «О создании Технического комитета по стандартизации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».
Комитет возглавит заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Лариса Баринова. «Надеемся на то, что наработанный комплекс из 156 стандартов НОСТРОЙ будет перенесен на национальный уровень и станет основой национального нормирования в этой сфере», – отметил Александр Зажигалкин.
Банковские проблемы
В свете начавшейся «зачистки» банков, теряющих лицензии один за другим, на заседании совета НОСТРОЙ подняли вопрос о сохранности компенсационных фондов, которые обеспечивают имущественную ответственность членов СРО перед потребителями произведенных ими работ и услуг. После отзыва лицензии у Мастер-банка уже пропали компенсационные фонды ряда СРО. И надежды их вернуть практически нет, несмотря на то что президент НОСТРОЙ Ефим Басин направил обращения в правительство РФ и Банк России с просьбой о принятии мер по обеспечению защиты компенсационных фондов СРО, учитывая их социальную значимость.
Чтобы избежать в дальнейшем новых инцидентов со средствами компенсационных фондов, совет рекомендовал членам НОСТРОЙ перевести средства компенсационных фондов в банки с государственным участием.
О необходимости в кратчайшие сроки утвердить исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве напомнила заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Елена Сиэрра. Их число должно сократиться втрое, со 100 до 37, а сроки согласования – с трех лет до одного года. «В ежегодном послании президента РФ прозвучало поручение в очень короткие сроки утвердить исчерпывающий перечень административных процедур. Мы знаем, что это очень нужно и очень важно для всех строителей, инвесторов, риэлторов, девелоперов. Процедуры при строительстве должны быть понятны, прозрачны и доступны», – подчеркнула Елена Сиэрра.
Тендеры и госзаказ
Обсуждали участники мероприятия также тему тендеров и госзаказа. «Основным работодателем и заказчиком в строительной отрасли сейчас выступает государство, – констатировал вице-президент НОСТРОЙ Эдуард Дадов. – Поэтому от того, как будут проходить торги по госзаказу, насколько справедливо и открыто, зависит будущее строительной отрасли. Нам нужно очень серьезно подойти к формированию законодательной базы в этой области».
Намерение Минэкономразвития вернуть аукционы для распределения госзаказов расценил как угрозу малому бизнесу генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, председатель Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве. По его словам, в МЭР считают, что это будет в интересах малого бизнеса, на который приходится 70% подрядных организаций. «Как можно сказать, что когда идет демпинг, снижение цены на 40-50%, – что это поддержка малого бизнеса? – возмутился Валерий Мозолевский. – Это разорение малого бизнеса! Мы уничтожили малый бизнес именно благодаря аукционам».
По мнению господина Мозолевского, нет выработанной политики по поддержке малого бизнеса в строительной отрасли. «Все спекулируют на теме поддержки малого бизнеса, но практически никто не понимает, что такое в подрядных работах малый бизнес», – сказал он.
«Во всем мире это делается в два этапа: сначала идет предквалификация, когда рассматриваются возможности претендентов, их мощности, опыт работы, кадровый состав, а затем уже рассматривают такие критерии, как цена», – подчеркнул Ефим Басин. Вступающий в силу с нового года 44-ФЗ определил понятие демпинга и установил требование обосновывать возможность снижения цены более чем на 25% от первоначальной стоимости заказа. Ефим Басин сообщил, что НОСТРОЙ предлагал Минэкономики РФ снизить эту планку до 15%, но пока безрезультатно. Однако будет продолжать бороться за это. Учитывая, какую важную роль сегодня госзаказ играет для строительства, все больше обостряется проблема, связанная с глобальными инфраструктурными проектами уровня казанской Универсиады, сочинской Олимпиады или саммита АТЭС во Владивостоке. Для таких проектов стало нормой нарушение законодательства, когда с большими опозданиями идут разработка документации, выдача разрешений на строительные работы, освобождение площадок под застройку. В результате строительство идет параллельно проектированию, стоимость объекта толком непонятна, и полная документация появляется только к моменту окончания строительства. Это позволяет заказчику менять расценки, вводить новые условия, которые ведут к удорожанию строительных работ. Многие строители пострадали на инфраструктурных проектах из-за того, что постфактум менялись условия оплаты.
Очень трудно бороться с этим страшным злом, признался Ефим Басин. По его словам, выход один – надо действовать по правилам. А правила такие: не заключать договоры на строительные работы, если нет проекта и свободной строительной площадки. Однако в нынешних условиях, когда строители готовы душу продать за госзаказ, соблюдение этих правил представляется сомнительным.
С нечистоплотностью при выборе подрядчиков, которая в целом характерна для любых госзаказов, по словам Ефима Басина, НОСТРОЙ пытается бороться: существует требование, по которому организаторы тендеров обязательно должны запрашивать данные по выдаче допуска к работам участников конкурса у соответствующей СРО.
Борьба с «коммерческими» СРО
По поводу борьбы с «коммерческими» СРО, которые выдают «липовые» допуски к любым строительным работам, Ефим Басин сообщил, что в предложениях НОСТРОЙ, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, присутствует пожелание расширить права и возможности национальных строительных объединений в плане проверки или хотя бы ограничения регистрации таких СРО. Виктор Плескачевский, вице-президент СРО, посоветовал выложить в Интернете открытый список лиц, не получивших допуски к строительным работам.
рубрика:
Саморегулирование
автор:
Ольга Сенаторова