Замерзшая доля загородных инвесторов

Как полагают аналитики, слабая популярность загородного сегмента для инвестиционных целей связана с тем, что на этом рынке слишком мало интересных проектов, про которые можно с уверенностью сказать, что их стоимость будет расти по мере повышения стадии реализации.

Качественные предложения изначально выставляются на продажу по достаточно высокой стоимости. Даже если на рынке и появляются изредка хорошие объекты по выгодной цене, они сразу «уходят». То есть за инвестиционно привлекательным предложением буквально надо охотиться.
«До кризиса, в 2006-2007 годах, примерно половина сделок на загородном рынке были инвестиционными, и доходность от них могла доходить до 100%. Такие сделки были следствием быстрорастущего докризисного рынка с переоцененными объектами. После кризиса цены скорректировались минимум на 30%. Поэтому основной объем покупок на загородном рынке сегодня совершается для собственного проживания», – рассказывает Татьяна Румянцева, руководитель отдела продаж компании «Высота» (Москва и Московская область).
Кроме того, загородные инвестиции окупаются крайне долго. В этом вопросе невозможно грамотно и взвешенно назвать цифры и сроки, отмечают аналитики. Рынок во многом зависит от макроэкономики. «То, что некоторое время назад считалось успешной инвестицией, превращается в обременение для собственника. Частные лица для инвестцелей покупали участки в строящихся коттеджных поселках, и их стои­мость росла в соответствии с ростом готовности проекта. Иногда к запуску проекта эти участки в 3-4 раза возрастали в цене. На сегодняшний день инвесторов в этом сегменте рынка практически нет. В свое время люди покупали много земли. До кризиса цены были высокими, и покупатели, по сути, проиграли. Те, кто приобретал землю на острие кризиса, воспользовались очень выгодными низкими стоимостями, сделали грамотную инвестицию. Но для того чтобы получить максимальную выгоду, время еще не пришло. Оно придет через пару лет, когда эти коттеджные поселки введут в эксплуатацию и для такой категории продукта дозреет покупатель. Это будет не сверхприбыль, но то, что земля после кризиса растет в цене, – закон очевидный», – комментирует Светлана Невелева, эксперт Коллегии профессиональных девелоперов.
«Что касается других инвестиций, то в начале и до кризиса инвесторами выступал мелкий и средний бизнес. Была такая практика строить дома для последующей продажи. Определенное количество этих инвестиций было реализовано в 2012 году, частично в 2013-м. Сегодня физические лица покупают «загородку» для своих текущих потребностей, либо инвестируя в свое будущее. Есть прецеденты, когда таунхаусы рассматриваются как инвестпродукт. Хорошие качественные проекты зачастую приобретаются без определенной цели, покупатель рассуждает примерно так: «Куплю, посмотрю, что будет, может, буду жить сам; может, сдам; может, продам». Частные дома для инвестиций сегодня не строят ни частные лица, ни компании. В 2006-2007 годах городские инвесторы обратили внимание на загородный рынок – скупали массивы земли, участки в коттеджных поселках и строились. Сейчас инвесторов практически нет. Основные инвестиции – в себя, в свою семью», – продолжает госпожа Невелева.
рубрика: Загородная недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.