Архитектуре здесь не место

Петербург, славящийся своей исторической архитектурой, как ни парадоксально, в последние десятилетия практически не удивлял мир никакими новыми решениями в этой области. В центре, говорят участники рынка, смелые эксперименты не получают одобрения, а на окраинах оригинальные проекты не выдерживают конкуренции с типовыми.

В Петербурге очень сложно реализовывать проекты современной архитектуры. Исторический центр тщательно охраняется, и любая попытка вторгнуться в историческую застройку неизбежно вызывает широкий общественный резонанс. «Но нельзя утверждать, что современной архитектуры в городе нет. Просто дизайн современных построек достаточно консервативен и традиционен», – считает Елена Валуева, директор по маркетингу компании Mirland Development Corporation.
Ян Фельдман, заместитель генерального директора по маркетингу компании Scavery, отмечает: сегодня все самые интересные городские объекты строятся специалистами десятка ведущих архитектурных бюро Санкт-Петербурга. Как правило, фантазия архитекторов ограничивается или пожеланиями частного заказчика, или условиями тендера, если речь идет об объектах, выполненных по госзаказу.

Долгосрочное вложение

Современные архитектурные концепции дороже стандартных проектов, при этом возврат инвестиций происходит значительно дольше. «Современная архитектура – это долгосрочное капиталовложение, которое могут позволить себе крупнейшие инвесторы, заинтересованные в создании уникального проекта, в том числе и из репутационных соображений. Большинство же девелоперов в Санкт-Петербурге и в целом по России минимизируют расходы на реализацию проектов, стремятся вернуть инвестиции как можно быстрее. Положительные тенденции, которые уже обозначились по этому направлению, например, в Москве, тормозятся высокой стоимостью заемных средств», – считает директор по развитию проектов SRV в России Андерс Лильенстолпе.
Александра Смирнова, директор департамента инвестиционного брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, полагает, что эксперименты с архитектурой должны быть в зоне ответственности администрации города, которое напрямую заинтересовано в привлечение дополнительных потоков туристов в город.

Это вам не Барселона

Андерс Лильенстолпе отмечает, что статус города-музея накладывает свои ограничения на реализацию проектов с современной архитектурой в центральных районах города. «Попытка гармонично вписать современную архитектуру в исторический контекст обойдется инвесторам еще дороже, нежели реализация проекта в соответствующей ему среде. Из ярких успешных примеров таких комбинаций – Барселона, но в этом городе совершенно другой инвестиционный климат и специфическая архитектурная традиция», – рассуждает господин Лильенстолпе. Он уверен, что будущее современной архитектуры в Санкт-Петербурге обеспечит полицент­ричная модель развития города – лучшие концепции увидят свет в ближайших пригородах. «Эта модель доказала свою успешность в Париже, используется во многих других городах Европы и Северной Америки. Земля за чертой города стоит дешевле, в таких районах проще получить согласование высотности и архитектурного облика объекта. В любом случае необходимо время для того, чтобы инвесторы переориентировали свои бизнес-модели в более креативное русло», – резюмирует господин Лильенстолпе.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», не уверен, что в спальных районах стоит ждать новых архитектурных решений: «Современная архитектура в Санкт-Петербурге неоднозначна, причиной тому является соседство новых построек с произведениями великих мастеров XVII-XIX веков, до уровня которых современные течения не поднимаются. А в спальных районах города основная застройка представляет собой типовые проекты, предназначенные для масс-маркета. Это коммерческое жилье с жестким бюджетным ограничением. Запрос на эксклюзивность, оригинальность сегодня предъявляет только элитный сегмент, доля которого в общем объеме застройки – около 3%. При этом исторический статус центра города не позволяет увлекаться архитектурными изысками, предъявляя жесткие требования к современному строительству».
Впрочем, не все участники рынка считают, что городу нужно искать новые формы. Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, говорит: «Петербург – город с ярко выраженным историческим обликом. Поэтому не каждая современная архитектурная тенденция должна воплощаться здесь в реальность. На данном этапе перед Петербургом стоит задача не в строительстве новых объектов по современным архитектурным тенденциям, а в приведении существующих фасадов в надлежащее состояние. Поэтому не стоит ожидать, что все новые архитектурные тенденции, которые не вписываются в исторический облик Петербурга, появятся здесь. На мой взгляд, ТРЦ «Галерея», который проектировали иностранцы, весьма удачно вписался в центральную часть города».

Привлечь именем

«Отсутствие яркой современной архитектуры частично объясняется нормативными требованиями к сохранению исторического центра, что совершенно справедливо. Но и на удалении от центра, в спальных районах, где, казалось бы, предоставлена архитектурная свобода, отсутствуют яркие, интересные объекты в стиле зданий Нью-Йорка или Дубая. Думаю, что основная причина – это финансовые затраты. Достойные архитектурные проекты подразумевают участие именитого западного архитектора, использование более дорогих материалов и технического оборудования. А это все значительные расходы, которые пока не по карману застройщикам», – считает заместитель директора по развитию ООО «КВС» Татьяна Федирко.
Но не все девелоперы считают, что привлечение западных архитектурных студий делает проект более выигрышным. «Да, он может быть более креативным, но Петербург – город специфический, в котором не каждое архитектурное сооружение будет смотреться органично. В большинстве случаев реализация западных проектов невозможна без привлечения российских проектировщиков-адаптеров», – отмечает Ян Фельдман.
С ним согласен господин Богданчиков: «Только в тандеме российские и иностранные архитекторы могут создать достойный для города проект».
Никита Демидов, региональный управляющий «БКС Премьер», при этом указывает на то, что привлечение западного архитектора не всегда может быть по карману местным девелоперам: «Известные проекты, заказанные в международных архитектурных мастерских, могут стоить от 100 тыс. до 2 млн EUR и более».

Мнение:

Константин Ковалев, первый заместитель генерального директора ГК «Пионер» направления «Санкт‑Петербург»:
– Санкт-Петербург с точки зрения архитектуры город консервативный. Корни этого лежат в прошлом. Петербург – один из тех немногих городов, который строился по Генеральному плану, поскольку он создавался с чистого листа. Вот, к примеру, Рим, Париж, Лондон – все они создавались стихийно. Петербургская архитектура исторически это классический стиль. С точки зрения современных тенденций наши архитектурные власти достаточно консервативны, кроме того, общественность зачастую также не готова это принимать.

Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa:
– При проектировании и строительстве новых зданий нужно предельно деликатно относиться к уже сложившейся архитектурной среде и тщательно продумывать эргономику создаваемых объектов, пространств и планировок. Лондон, например, эффектно совмещает историческую и новаторскую застройку, и, на мой взгляд, именно на этот европейский город можно равняться.

рубрика: Архитектура и дизайн
автор: Денис Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.