Контрактная система в ожидании подзаконных актов
Для эффективного применения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо принять, по разным оценкам, от 80 до 200 подзаконных актов. Между тем уже в нынешнем году правительство РФ рассчитывает на плановую экономию бюджетных средств в пределах 1 трлн рублей.
Положения и формирующуюся практику применения нового закона обсудили участники практикума «Федеральная контрактная система – 2014. Новые возможности и возможные трудности в сфере закупок товаров, работ и услуг» с участием представителей Ленобластного и Санкт-Петербургского УФАС России, банковских структур, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также юридической фирмы «Качкин и партнеры».
Сфера применения расширена
Как отмечает Денис Качкин, управляющий партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры», федеральная контрактная система, вошедшая в российскую практику со вступлением в силу 44-ФЗ, – более прогрессивный инструмент по сравнению с предыдущей системой регулирования госзакупок. «Во-первых, по сравнению с ранее действовавшим 94-ФЗ расширилась сфера применения закона. Федеральная контрактная система администрирует весь жизненный цикл государственного заказа: планирование закупки, конкурсная процедура, выполнение контракта, аудит результатов. Во-вторых, регламентирован более широкий набор инструментов размещения заказа и возможность определения процедуры отбора исполнителей госзаказчиком. Привлечение общественности – тоже сравнительно новый институт в системе госзакупок, хотя его внедрение должно еще пройти долгий и тернистый путь проб и ошибок. Чтобы заработал институт общественного контроля, нужны подзаконные акты, которых пока нет», – подчеркивает Денис Качкин.
Наиболее значительными новшествами, предложенными 44-ФЗ, по мнению ряда аналитиков, следует считать также введение в сферу закупок приобретения и аренды недвижимости, необходимость обоснования цены контракта, диверсификацию конкурсных процедур за счет конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса и запроса предложений. Закон, кроме того, регламентирует невозможность изменения объекта закупки и размера задатка после опубликования извещения. Оговорена возможность одностороннего отказала от исполнения обязательств по конкурсу не только для заказчика, но и для исполнителя, а также штрафные санкции для заказчика в ряде случаев. В то же время, отмечает Дмитрий Ренев, советник председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, вступление в силу 44-ФЗ вызвало гораздо больше вопросов, нежели переход от регулирования закупок Указом Президента РФ № 305 к 94-ФЗ. «В 2006 году не действовали меры административной ответственности за нарушения в сфере закупок. С 1 января 2014 года уровень ответственности заказчика возрос многократно», – комментирует Дмитрий Ренев. И дело не только в ужесточении требований к государственному заказчику, но и в противоречиях либо неясностях, содержащихся в новом законе.
Так, пока отложено вступление в силу нормы, исключающей закупки госзаказчиками товаров, работ, услуг с избыточными характеристиками, иначе говоря, предметов роскоши. Идея, говорят эксперты, правильная, однако что такое предмет роскоши, законодательно не определено.
Кто эксперт?
Пункт 4 ст. 93 нового закона вводит обязанность государственного заказчика во всех случаях проводить экспертизу работ – либо своими силами, либо с привлечением стороннего эксперта (экспертной организации). А при закупке у единственного поставщика заказчик обязан привлечь сторонних экспертов, выбрав их по основаниям, предусмотренным 44-ФЗ. «Но ст. 44 нового закона говорит о том, кто не может быть экспертом и экспертной организацией, и не говорит о том, кто в этом качестве выступать может», – отмечает представитель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга.
Вызывает вопросы и необходимость расчета начальной максимальной цены контракта. Закон впервые впрямую описывает методы обоснования цены контракта (сопоставимых цен, нормативный, тарифный и др.). Однако, к примеру, проектно-сметный метод, который может применяться при осуществлении работ, связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом и новым строительством, требует наличия проекта. Между тем, отмечают аналитики, в Санкт-Петербурге проводится огромное количество ремонтов стоимостью 500-600 тыс. рублей без разработки проекта. «Каким образом обосновывать начальную максимальную цену контракта при обычных ремонтных работах – непонятно», – резюмируют аналитики.
Неясный жизненный цикл
Очень много неясностей в связи с контрактами жизненного цикла (КЖЦ), также введенными в сферу действия 44-ФЗ. «КЖЦ предусматривают закупку товара или работ, последующее обслуживание и эксплуатацию, ремонт и утилизацию объекта. Однако госзаказчики ограничены трехлетним сроком лимитов бюджетных обязательств, и исключения составляют не КЖЦ, а контракты с длительным производством цикла», – говорят представители банковского сообщества.
Еще один спорный вопрос – регулирование 44-ФЗ закупок сложных вещей. «Можно ли в рамках одного госконтракта осуществить, к примеру, закупку и здания детского сада, и оборудования в нем? И по каким правилам это будет осуществляться: закупки здания или оборудования?» – комментируют аналитики.
«Если 94-ФЗ в общем определял, что может быть предметом одной закупки, одного лота (и все равно на протяжении всего времени действия закона по этому поводу возникали споры), то 44-ФЗ ушел от понятия одноименности. И споры продолжатся с новой силой», – прогнозирует Дмитрий Ренев. Кроме того, это усложнит организацию совместных торгов.