Изобильный рынок бульдозеров

Рынок бульдозеров растет соразмерно объемам инфраструктурного строительства, отмечают эксперты. Иностранные производители постепенно вытесняют отечественных. Доля импортной спецтехники в общем объеме рынка достигает 85,7%.

Бульдозеры имеют широкое применение в строительстве. В основном бульдозер используется в качестве разравнивателя поверхности. Также его используют, чтобы перемещать большие объемы грунта. «Современные бульдозеры имеют расширенные функции. Если у бульдозера есть в комплекте навесное оборудование (разрыхлитель, толкающее устройство), он справится с разрыхлением, возведением и планировкой поверхностей (насыпи автодороги, дамбы)», – рассказывают эксперты практики «Сопровождение строительства» консалтинговой группы «НЭО Центр».

Многочисленное семейство

Семейство бульдозеров изобилует разными видами, которые различаются по классу тяги. Малогабаритные (0,1‑0,9 классы) – самые компактные бульдозеры, которые справляются с простыми задачами. Легкие (1,4-4 классы) роют грунт средней плотности, котлованы средней глубины. Средние (6-15 классы) – высокорентабельные для владельцев, так как на этот класс повышенный спрос. Они способны выполнять работы на грунтах с высокой плотностью, что характерно для Северо-Запада, отмечают в «НЭО Центр».
Так называемые тяжелые бульдозеры (25-35 класс) подходят для крупного мелиоративного строительства, дорожной отрасли. Сверхтяжелые (все, что после 35 класса) используются на рудниках в горнодобывающей промышленности.
Чем ниже класс, тем более он уязвим. Система устроена таким образом, что для каждого вида строительных работ свой тип бульдозера, говорят эксперты.
Основная задача бульдозера – перемещение грунтов на небольшие расстоя­ния – в зависимости от класса от 60 до 300 м. В целом у него схожие функции с погрузчиком, с той разницей, что последний перетаскивает небольшие массы грунта, используя свой ковш.
Аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов отмечает, что бульдозеры также классифицируются на машины с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом и универсальные. Все они применяются для разравнивания, перемещения либо копания грунта или горных пород.
Наибольшую долю на рынке Северо-Запада занимают такие зарубежные производители бульдозеров, как Shantui, Komatsu, Caterpillar, Hitfchi. Российские бульдозеры представлены брендами «ЧТЗ» и «Промтрактор», говорит господин Арнаутов.
Объем рынка бульдозеров Северо-Запада составляет примерно 30-35 млн USD. В 2013 году рынок бульдозерной техники вырос на 20%, что, по словам эксперта, связано с увеличением строительства крупных ифраструктурных проектов, таких как Олимпиада 2014 года.

Срок службы – десятилетие

Современные бульдозеры адаптированы к работе в жестких условиях, отмечают в «НЭО Центр». Если грамотно использовать их силовые возможности, такая техника прослужит более 10 лет.
Господин Арнаутов отмечает, что срок полезного использования бульдозера составляет от 5 до 7 лет.  
Эксперт аналитической группы информационного агентства «Крединформ» Антон Щербаков полагает, что отечественные машины уступают аналогичным зарубежным аналогам по функциональным возможностям, качеству сборки, прочности основных узлов. Стоимость отечественного бульдозера самоходного и бульдозера с поворотным отвалом – 3 млн рублей, средняя цена за год снизилась на 8,2%. Цена одного импортного бульдозера в 2013 году варьировалась от 3 млн 240 тыс. рублей до 21 млн рублей в зависимости от модификации и фирмы-производителя, что меньше уровня 2012 года в среднем на 1,8%.
Издержки на ремонт узлов и деталей из состава ходовой части бульдозеров обычно составляют более 30% общей стоимости ремонта бульдозеров, говорит господин Щербаков. Ввиду этого увеличение эксплуатационного ресурса ходовой части может значительно сократить издержки на ремонт и техобслуживание. Чтобы увеличить рабочий ресурс узлов и деталей ходовой части, необходимо отбирать их по соответствию технических характеристик условиям разрабатываемой площадки и исключить высокую скорость и резкие повороты при передвижении машин своим ходом. Обычно до первого ремонта узлов бульдозеров достаточно тысячи часов отработанного им времени.
В «НЭО Центр» отмечают, что самыми дорогими считаются бульдозеры от Caterpillar – минимальная цена составляет около 12 млн рублей. «При таком ценовом разбросе выгоднее всего (если вы средний строитель) брать машину в аренду или в лизинг. Аренда бульдозера в Петербурге является достаточно востребованной услугой, поскольку он незаменим для выполнения многих строительно-монтажных и земляных работ», – говорят эксперты.
Бывший в употреблении бульдозер может стоить в два раза меньше. При этом, впрочем, не учитываются затраты на замену комплектующих и ремонт, добавляет эксперт. Поэтому такую крупную спецтехнику, как бульдозер, по мнению господина Арнаутова, целесообразней покупать с помощью лизинга, который позволяет снизить налоговые затраты, а также использовать повышающие коэффициенты при его амортизации.
Игорь Арнаутов напоминает, что стои­мость данной техники растет в связи с высокой долей импорта в продажах и лизинге, поэтому на нее влияет рост обменного курса. Кроме этого, российские производители также используют импортные комплектующие для спецтехники, поэтому их стоимость также будет расти.
«Разумеется, машина, произведенная в Китае или Корее, будет стоить дешевле, нежели аппараты, произведенные на заводах в ЕС или в Японии. В последние годы цены на бульдозеры демонстрировали небольшой ежегодный прирост, отражающий реакцию на инфляцию», – заключили в «НЭО Центр».

Успеть освоить рынок

Антон Щербаков отмечает, что рынок строительной спецтехники России, в том числе Петербурга и области, в последние годы претерпевает трансформацию, связанную с тем, что во многих организациях велик процент ее износа. Чтобы успеть освоить увеличившийся в разы рынок строительства, предприятия начали стремительно обновлять парк машин, однако процент их износа (истекший срок службы) до сих пор остается достаточно большим: так, по итогам 2012 года он составляет в среднем 47%, тогда как в 2005 году доходил до 56%.
По итогам 2013 года предприятиями России было произведено 11 тыс. единиц строительной спецтехники (экскаваторов, бульдозеров, автокранов, погрузчиков), что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Минувший год отмечался многократным увеличением внешнеторговых поставок техники, говорит господин Щербаков. Импорт в натуральном выражении 2013 года составил 63,9 тыс. единиц, на экспорт была поставлена 541 машина, что больше на 61,6 и 96% соответственно и говорит о значительном увеличении спроса на технику. Отечественный производитель хоть и увеличил выпуск, но явно не удовле­творял потребности рынка, подчеркивает эксперт.
Таким образом, по оценкам специалистов компании «Крединформ», в 2013 году объем российского рынка строительной спецтехники в штучном выражении составляет 74,5 тыс. машин.
Доля импортной спецтехники в общем объеме рынка в натуральном выражении – 85,7%, на отечественное производство приходится 14,3%. Иностранные компании постепенно вытесняют российские, что можно рассматривать как негативный тренд. Также стоит учитывать вступление России в ВТО, что приведет к еще большему увеличению доли импорта. «Остается надеяться, что зарубежные корпорации буду организовывать свое производство непосредственно в России, как это успешно практикуют автомобильные концерны», – подытожил эксперт.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Кристина Наумова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.