Конкуренция нарастает

Рынок ЖБИ Петербурга и Ленобласти является высококонкурентным. По разным оценкам, на нем работают от 90 до 100 производителей.

Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО «Решение», рассказал, что всего в Петербурге и Ленобласти сборный железобетон различного ассортимента производят более 90 компаний. При этом реально крупными среди них считаются около 40 предприятий.
Среди лидеров в сегменте товарных ЖБИ следует отметить ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» (бывшее ПО «Баррикада»), ООО «СИБ-Центр», компании «Т-Бетон», «Бетсет», «Бетонекс». Суммарно, по данным господина Батушанского, они занимают 65-70% рынка.
В сегменте каркасно-панельного домостроения крупными игроками являются ДСК «Блок» (входит в Группу ЛСР), «Войсковицкий ЗЖБИ № 1» (принадлежит СУ-155), «Гатчинский ССК» (входит в группу «Ленстроймате­риалы»), «Киришский ДСК» (входит в «ЛенРусСтрой»). Эти предприятия занимают до 90% рынка.
По мнению Ильдара Кутыева, заместителя коммерческого директора ОАО «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», рынок ЖБИ Петербурга и Ленобласти является высококонку­рентным.
«Входной барьер для начала производства простых изделий – дорожных плит, фундаментных блоков – сравнительно невысок. По этой причине производителей и поставщиков железобетонных изделий в Петербурге и Ленобласти насчитывается более 100. Из них крупных компаний около 30. Крупные игроки на рынке специализируются на выпуске продукции индивидуального изготовления, но производят и типовые изделия – лестничные марши, элементы колодцев, вентиляционные блоки. Небольшие полукустарные производства, как правило, выпускают только типовую продукцию и перепродают изделия других производителей, в том числе из сопредельных регионов. Такие компании, если они самостоятельно выпускают железобетонные изделия, зачастую экономят на качестве используемого сырья, а для реализации на рынке ищут поставщиков продукции, которые дают более низкие цены», – прокомментировал эксперт.
С таким мнением согласна и Елизавета Мурзина, заместитель директора по техническим вопросам ООО «Производственная компания «ПрофБетон». По ее словам, за последнее время на рынке железобетонных изделий появилось много новых игроков, для которых снижение цены – это возможность завоевать клиентов, долгие годы работающих с «мастодонтами» данного сектора производства, такими как «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад», «Стройдеталь», «ЖБИ-6» и др. Однако зачастую снижение цены на изделия происходит не за счет понижения маржинальности, а за счет уменьшения себестоимости. Елизавета Мурзина отметила, что это достигается путем изменения конструкции изделия из-за сокращения диаметра арматуры, понижения класса бетона, упрощения технологии производства (нарушения в области тепловлажностной обработки изделий, вибрирования бетонной смеси изделия), привлечения к изготовлению неквалифицированных работников и т. д.
В свою очередь, Ян Даров­ский, генеральный директор ООО «МастерСтрой», считает, что снижение рыночной цены на типовую продукцию для крупного производства, которое имеет большой штат сотрудников, большие мощности с отработанной схемой производства, отвечающей требованиям нормативных документов, бывает просто невозможно. Это ведет либо к простою производственных мощностей, либо к снижению цены до уровня себестоимости продукции. По этой причине большие предприятия вынуждены закрываться, например «Обуховский СмиК», или проводить реструктуризацию, пересматривать годами проверенные технологии, изменять количество инженерно-технических работников.
Специалисты говорят, что в сложившейся ситуации демпинга выбор поставщика ЖБИ остается за потребителем, который изначально должен решить: дорогая и проверенная продукция ему нужна или дешевая, но не самого хорошего качества.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.