Вопрос номера
Какой бы ни была доходная часть бюджета того или иного муниципалитета либо региона, она не может полностью обеспечить потребности территории в социальных объектах, в жилье либо дорожной инфраструктуре. Государству и бизнесу приходится искать механизмы совместного решения наиболее острых вопросов. Чем сегодня могут быть интересны участникам строительного сообщества государственные программы?
Игорь Креславский, председатель правления ГК «РосСтройИнвест»:
– Строительство жилья для определенных категорий граждан может быть привлекательно для застройщиков, если будут прописаны конкретные условия, предполагающие получение пусть незначительной прибыли. Но поскольку пока цена таких контрактов – как правило, на уровне себестоимости либо даже ниже, мы участвовать в заказах на строительство социального жилья пока не планируем.
Тем не менее даже при невысокой стоимости бюджетных контрактов, думаю, число заинтересованных застройщиков будет расти. Потому что государственный заказчик – это гарантия оплаты, это надежность и предсказуемость. Проекты строительства социального жилья скорее привлекательны не для крупных подрядчиков, а для мелких и средних организаций, которые благодаря бюджетному заказу получают достаточный объем работы.
Наш холдинг участвует и планирует участвовать далее в строительстве медицинских объектов: они более сложные, у нас есть уже достаточный опыт проектирования и строительства таких объектов, и нам это интересно.
Владимир Трекин, первый заместитель генерального директора ГК «КВС»:
– Группа компаний «КВС» с самого начала своего основания участвовала в государственных программах в сфере строительства: подавала заявки, выигрывала тендеры. Сейчас мы реализуем масштабные проекты – строим целые микрорайоны. Например, во Всеволожском районе за ближайшие пять лет мы собираемся построить пять детских садов и две школы. Сейчас в рамках госзаказа компания ГК «КВС» реализует крупный проект строительства центра трансфера технологий с бизнес-инкубатором в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Иван Романов, генеральный директор «Полис Групп»:
– То, что новые районы нуждаются в объектах социальной инфраструктуры, очевидно. Но просто обязать застройщиков включать соцобъекты в жилые комплексы было бы малоэффективным решением: это привело бы только к росту издержек компаний и, следовательно, вынужденному повышению цен на квартиры. К счастью, администрация Ленобласти смогла разработать программу, основанную на принципах взаимной выгоды. Муниципальные образования получают необходимые соцобъекты, а застройщики – гарантию того, что построенные ими детсады и школы будут выкуплены. А в конечном итоге выигрывают жители новых кварталов. «Полис Групп» по этой программе строит детские сады в рамках всех своих областных проектов – на сегодня это пять жилых комплексов в Кудрово и Мурино. В двух наших проектах кроме детских садов предусмотрены общеобразовательные школы.
Михаил Москвин, вице-губернатор Ленинградской области по строительству:
– На три года на поддержку жилищных программ из разных бюджетов выделено примерно 7,2 млрд рублей. Речь идет о строительстве жилья для расселения аварийного фонда, возведении бюджетных объектов, программе по арендному жилью, покупке готовых квартир у застройщиков. Для крупных игроков рынка сумма, разумеется, небольшая, но для средних и маленьких застройщиков эти деньги могут стать вопросом выживаемости. Я знаю несколько компаний, которые работают только за счет государственного заказа и чувствуют себя неплохо. В конце концов, это стабильные средства.