Передовой опыт в партнерстве

Строительство платных дорог в России постепенно набирает скорость: число проектов растет. При этом Петербург сегодня оказался в списке регионов – лидеров по применению схемы ГЧП, без которой строительство инфраструктуры вряд ли возможно.

По мнению экспертов и участников рынка, принявших участие в заседании круглого стола «Опыт строительства и эксплуатации платных дорог в развитии платной инфраструктуры», прошедшем в Москве, введение платы за проезд – единственный способ повысить качество строительства в России и создать современную дорожную систему. Однако сложностью для бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) до сих пор является отсутствие нормативной базы и неравномерное распределение рисков при заключении контрактов.
«Сейчас на рынке появляется достаточное количество как федеральных, так и региональных проектов по строительству платных дорог, что создает конкурентную среду на рынке. Для того чтобы создать необходимую мотивацию для игроков, нужно развивать экспертизу, понимать необходимость проведения конкурсов для дальнейшей реализации проектов. Для себя мы видим уже необходимость выбирать, в каких проектах участвовать, а в каких нет», – рассказывает управляющий директор – заместитель руководителя департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Андрей Киселев.
Эксперты сходятся во мнении, что для реализации проектов ГЧП нужно много времени уделить подготовительным мероприятиям: привлечению дорогостоящих экспертов, проведению глубоких маркетинговых исследований, сопоставлению прогнозов развития, распределению рисков, привлечению в сделку кредитных организаций. Все эти процедуры существенно тормозят развитие рынка частно-государственного партнерства, что сказывается на количестве реально реализованных проектов.
С другой стороны, по словам члена правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор», сейчас госкомпания реконструирует трассу М-4 «Дон», строит новую скоростную магистраль М-11 Москва – Санкт-Петербург и трассу М-3 «Украина», которая свяжет Москву с Киевом), заместителя председателя правления по правовым вопросам Константина Попова, «повальное увлечение проектами ГЧП со стороны регионов может иметь целый ряд негативных последствий».
В Петербурге крупные проекты, реализованные по схеме ГЧП, можно сосчитать по пальцам, при этом город является безусловным лидером по применению этого инструмента среди других регионов страны.
В декабре прошлого года в городе открылся новый терминал (терминал-1) аэропорта Пулково, концессионное соглашение заключено с консорциумом «Воздушные ворота Северной столицы», кроме того, ведется строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). За реализацию проекта отвечает ООО «Магистраль Северной столицы». Как рассказал генеральный директор компании Алексей Бнатов, консорциум выполняет три основные задачи: «Во-первых, мы финансируем значительную часть проекта – общая стоимостью проектов составляет более 120 млрд рублей, из которой 70 млрд – это наша роль, во-вторых, строительство цент­рального участка (11,8 км за 36 месяцев) и, в-третьих, эксплуатация всей дороги по концессии на 30 лет. Южный участок нам уже передан, северный, мы надеемся, в ближайшие сроки тоже перейдет к нам».
Смольный намерен и дальше развивать инструмент ГЧП, уже заявлено, что строительство лини легкорельсового транспорта (ЛРТ) от метро «Пулково» до станции метро «Купчино», вероятнее всего, будет реализовано на основе ГЧП. Город также подумывает о том, чтобы найти инвесторов и для других крупных инфраструктурных проектов: строительства четырех транспортно-пересадочных узлов нового терминала Пулково и станций метро «Парнас», «Балтийская», «Купчино», реконструкции Апраксина Двора, линии скоростного трамвая от Рыбацкого до Колпино, скоростной магистрали в створе Фаянсовой ул. и Золь­ной ул., горнолыжного склона в Красном Селе, а также различных объектов здравоохранения.

Мнение:

Константин Попов, заместитель председателя правления по правовым вопросам госкомпании «Российские автомобильные дороги»:
– Последнее время тема ГЧП владеет умами, и это представляет некоторую опасность, потому что без должной подготовки такой подход может скомпрометировать всю идеологию данного процесса. С другой стороны, мы все понимаем, что когда продуктов так мало и они так редко осуществляются, то мы к каждому следующему проекту будем подходить как в первый раз.

рубрика: Инфраструктура
автор: Татьяна Дятел
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.