Товар лицом
Сегодня далеко не каждый девелопер, особенно работающий в сегменте масс-маркет, готов тратиться на архитектуру. Здесь на выручку приходит более бюджетный вариант – оригинальное оформление фасадов.
Оригинальные жилые дома с точки зрения оформления фасадов на рынке Санкт-Петербурга встречаются крайне редко. Полина Яковлева, директор департамента новостроек NAI Becar, сетует, что чаще всего девелоперы идут по стандартному варианту, чтобы не тратить время на поиск новых строительных материалов и средства на услуги известных зарубежных дизайнеров.
При этом оригинального фасадного решения можно добиться не только за счет использования экстраординарных технических или архитектурных решений, но и за счет чередования цветов в отделке, несимметричного расположения окон, что не влечет серьезного удорожания проекта.
Примеров оригинальных фасадных решений в последнее время на рынке новостроек появилось достаточно много. Оно может быть выражено и за счет использования классического стиля, присущего другим странам (например, «Венеция» на Крестовском), и за счет внесения новых элементов оформления в широко распространенные фасадные решения (например, Lumiere на Петроградской стороне или YE’S у метро «Проспект Просвещения»). При этом Андрей Ильичев, коммерческий директор ГК «Пионер» направление «Санкт-Петербург», предостерегает: при выборе оригинальных архитектурных решений нужно быть осторожными – петербургский покупатель более благосклонно относится к традиционным фасадам, и авангардные или китчевые решения могут его отпугнуть.
Современное новое строительство в основном тяготеет к эргономичному дизайну фасадов. На фоне довольно сдержанного оформления большей части жилых комплексов выделяются проекты с нестандартным остеклением, цветными рамами окон и витражей, использованием ярких цветовых сочетаний в отделке фасада. Такие усовершенствования внешнего вида дома практически не влияют на его стоимость, но привлекают к нему внимание и играют положительную роль в выборе покупателя. «Например, при проектировании возводимого нами ЖК «Айно» было найдено удачное, на наш взгляд, сочетание ярких и вместе с тем природных цветов, гармонирующих с окружающей зеленой зоной и подчеркивающих стилистику и геометрию дома. Оригинальный фасад не повлиял на стоимость объекта, но стал дополнительным его преимуществом для наших клиентов», – рассказывает генеральный директора ЗАО «Лемминкяйнен Рус» Юха Вятто.
Дмитрий Гусев, управляющий партнер ГК «Глубина», впрочем, считает, что нестандартное оформление фасадов все-таки не дается бесплатно, стоит определенных денег и приводит к росту себестоимости реализации проекта. Но он согласен с тем, что сегодня есть технологии, позволяющие сделать это удорожание не столь значительным и экономически оправданным. «Надо понимать, что конкуренция на российском рынке недвижимости за последние годы возросла в разы, и поэтому в каждый проект надо вкладываться по максимуму. Красивый фасад – это важное конкурентное преимущество. При этом очевидно, что сам по себе фасад, без других составляющих качественного жилого проекта, не обеспечит этому проекту должный уровень спроса. В высококонкурентной среде учитывать надо все, – напоминает господин Гусев. – Что касается влияния внешнего вида дома на темпы продаж – я думаю, опять же, что один только оригинальный фасад не способен их ускорить. Но при прочих равных нестандартная «внешность» здания будет фактором, способным выделить проект среди других и, таким образом, привлечь внимание покупателей. Тем не менее в сегментах жилья эконом- и комфорт-класса ключевыми характеристиками жилья для потребителя пока остаются его цена и месторасположение».
В качестве примера жилого комплекса с «удачным» фасадом господин Гусев приводит жилой комплекс комфорт-класса «Валь д’Эмероль» в Одинцовском районе Подмосковья. При проектировании ЖК за образец были взяты фахверковые дома, столь распространенные в европейских пригородах. Фахверковые фасады подчеркивают индивидуальность жилого комплекса и выделяют будущее жилье среди безликой типовой застройки.
Евгений Богданов, генеральный директор проектного бюро Rumpu, считает, что в Петербурге примеров использования оригинальных материалов на фасадах практически нет. «В нашем городе примерами объектов с нестандартной отделкой являются бизнес-центры компании «Теорема», такие как «Бенуа», «Осень», «Лето», «Зима», «Лангензипен». Фасады этих зданий выполнены из стекла с цветным рисунком, нанесенным лазером. Это выглядит красиво, ярко и необычно, особенно в нашем сером климате. Насколько мне известно, стоимость таких объектов составляет приблизительно 200 EUR за 1 кв. м остекления», – рассказал он.