Привлечь внимание
Участники рынка признают: внешний вид здания способен привлечь к себе внимание общественности и, как следствие, если не повысить продажную стоимость жилья в нем, то уж точно ускорить реализацию квартир.
Ирина Михеева, коммерческий директор АН «Плюс», согласна с коллегами: «Оригинальное оформление фасадов, безусловно, привлекает потребителей. Например, в ЖК «Космос» Setl City были использованы стеклянные фасады Шуко. Три высотных дома с такими интересными решениями в хорошей локации привлекали внимание, соответственно, покупатели звонили и интересовались, после звонков шли продажи. «Северный город» впервые на рынке использовал навесные кирпичные фасады. Такая технология удорожает жилье, но если грамотно покупателям объяснять свойства фасадов, они готовы за это платить», – рассказывает она.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», считает, что оригинальное оформление фасадов жилых зданий прежде всего увеличивает внимание покупателей, прессы, экспертов рынка к данному проекту, а соответственно, ускоряет продажи. «Но архитектура проекта должна соответствовать общей концепции, дополнять ее и придавать проекту неповторимый облик. В настоящее время на рынке жилой недвижимости застройщики помимо ценовой конкуренции используют другие методы маркетинговой активности – активно начинают конкурировать идеями. Сегодня таких проектов уже достаточно много, например комплекс «Тридевяткино царство» использует в оформлении фасадов тематику русских народных сказок», – приводит пример господин Васильев.
Павел Лепиш, генеральный директор компании «Домус финанс», более категоричен: «Применение любых «фишек», без сомнения, влечет за собой удорожание всего проекта. Поэтому в сегменте массового жилья, то есть в эконом- и комфорт-классе оригинальные фасады мало распространены. Потребители недорогого предложения ориентируются прежде всего на стоимость покупки, месторасположение объекта, качество строительства и наличие инфраструктуры. То есть «бюджетный» покупатель за свои несколько миллионов не рассчитывает на что-то особенное, почти не смотрит на архитектуру и с пониманием относится к «стандартности» дома». Но и господин Лепиш признает: менее оригинальные фасады в сегменте массового жилья в последнее время встречаются все чаще. Связано это, во-первых, с усиливающейся борьбой за покупателя – застройщики стремятся выделать свои проекты любым возможным способом; во-вторых, с активным развитием строительных технологий, позволяющих «разукрасить» фасад с минимальными затратами. «И все-таки по-настоящему оригинальные фасады – это прерогатива бизнес- и даже в большей степени элитного класса. В верхних ценовых сегментах рынка покупатели зачастую приобретают не просто жилье, но и определенный статус. Поэтому им важна узнаваемость дома, архитектура проекта. Иными словами, они готовы переплачивать за оригинальность, и застройщики это хорошо понимают», – заключает господин Лепиш.
Мнение:
Елена Валуева, директор по маркетингу компании Mirland Development Corporation:
– Пожалуй, самыми яркими примерами жилых домов с нетипичными фасадами являются новостройки в комплексах «Новый Оккервиль» и «Семь столиц». В 2012 году на одном из домов, входящих в комплекс «Новый Оккервиль», художники изобразили огромный петербургский пейзаж с храмом Спаса на Крови и частью канала Грибоедова. Во дворе второй очереди художественно оформили две трансформаторные подстанции, котельную и водонасосную станции. Орнаменты фасадов домов квартала «Вена» в жилом районе «Семь столиц» выполнены в стиле работ австрийского художника Густава Климта. Еще один интересный пример – строящийся жилой комплекс в Московском районе (Витебский пр., 97-2), где фасады домов визуально будут напоминать движущуюся звуковую дорожку. Не могу сказать, что оригинальные фасады сами по себе влияют на уровень продаж, но они создают атмосферу и настроение жилого комплекса. Намного приятней жить в ярком и красивом доме, нежели в стандартной «серой коробке».