Видное место
Наличие благоустроенной придомовой территории благоприятно влияет на объем продаж в жилом комплексе. Эксперты уверены, что чем выше класс объекта, тем больше возможностей для обустройства двора есть у застройщика.
Участники рынка говорят о том, что благоустройство придомовой территории является часто отражением общей концепции жилого комплекса, статуса его будущих жильцов.
По мнению Арсения Васильева, генерального директора ГК «УНИСТО Петросталь», в сегменте массового жилья отдается предпочтение функциональности и практичности с некоторыми элементами декора. В сегменте элитного жилья застройщики, следуя запросам будущих жильцов, могут имитировать регулярные дворцовые парки, разбивать палисадники с декоративными растениями. Здесь основной принцип – безопасность и красота.
Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам ООО «Лидер Групп», также согласен с этим мнением. По его словам, идеальная ситуация, когда внутренний двор закрыт и охраняется. Он уверен, что работа застройщика не заканчивается возведением здания, и помимо создания комфортного пространства для отдыха строительная компания также обязана обустроить удобный подъезд к дому.
Между тем Николай Гражданкин, начальника отдела продаж ИСК «Отделстрой», отметил, что вопросы благоустройства регламентируются СНиПами 2.07.01-89 (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) и их актуализированной редакцией – сводом правил СП 42.13330.2011. Но эксперт констатировал, что нормативы устанавливают лишь площадь и назначение объектов, а решения о комплектации площадок, видах высаживаемых растений, цветниках, деревьях, фонтанах и т. п. застройщик принимает на свое усмотрение. «Благоустройство и озеленение проекта «Новый Оккервиль» мы выполняем в рамках концепции «Город аллей». Вдоль домов и основных улиц высаживаем аллеи деревьев разных пород, и каждый дом получает название ближайшей аллеи. Также мы использовали еще одно ноу-хау – художественно оформляем внешний вид технических построек – котельных, трансформаторных подстанций, водонасосных станций, превращая их в привлекательные арт-объекты», – рассказал господин Гражданкин.
В свою очередь, Сергей Кравцов, генеральный директор СК «Элемент-Бетон», уверен, что девелоперы должны задумываться над благоустройством пространства, окружающего жилье, уже на начальном этапе проекта, так как это помогает сделать придомовую территорию максимально комфортной для покупателей.
Опрошенные газетой «Строительный Еженедельник» участники рынка констатировали, что «размеры» благоустройства придомовой территории, как правило, зависят от класса будущего жилья.
Анжелика Альшаева, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Ленстройтрест», уверена, что жители «эконома» претендовать на что-то, кроме стандартного благоустройства, не смогут. «Комфорт-класс иногда предполагает ограду по периметру и охрану, но обязательно требует наличия типовых детских и хозяйственных площадок, общего озеленения территории. Для бизнес-класса набор требований достаточно жесткий: детские и хозплощадки, озеленение плюс огороженный периметр, закрытый от машин благоустроенный двор, в качестве дополнительных опций – проработка ландшафтного дизайна. Огромное внимание в таких объектах уделяется безопасности», – добавила Анжелика Альшаева. И все же эксперт считает, что одно только благоустройство территории не повысит класс объекта, но «добавит ему привлекательности в своем ценовом сегменте».
По свидетельству Елены Валуевой, директора по маркетингу компании Mirland Development Corporation, в более дорогих проектах у девелопера есть возможность обустраивать территорию по индивидуальному дизайн-проекту. «В жилье эконом-класса обычно тиражируются типовые решения, а в проектах комфорт-класса встречаются интересные варианты организации придомовой территории», – добавила она.
Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, напротив, считает, что благоустройство придомовой территории напрямую не зависит от класса объекта. «Суперблагоустроенный участок еще не дает основания для повышения класса объекта. Поскольку благоустройство придомовой территории осуществляется на завершающем этапе строительства, а 80% квартир продаются до введения в эксплуатацию, то на цену это никак не влияет», – прокомментировал он.
Ирина Тимофеева, начальник отдела подготовки проектов Setl City, отметила, что объем затрат на работы по благоустройству зависит в основном от площади дворов. Она привела в пример два жилых комплекса комфорт-класса компании – ЖК «Атланта» и ЖК «Марсель», в которых при почти одинаковых масштабах строительства (24 и 26 тыс. кв. м квартир соответственно) затраты на благоустройство отличаются более чем в два раза ввиду разницы в размерах внутридворовых пространств.
Мнение:
Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу компании «ЮИТ Санкт-Петербург»:
– Благоустройство придомовой территории зависит от многих факторов: от масштаба самого проекта, от места расположения строящегося комплекса, от подхода к этому вопросу застройщика. Например, если возводится один дом на плотно застроенной территории, то в этом случае как бы застройщик ни хотел создать открытые парковочные места для машин, велосипедные дорожки и прочее, ему придется ограничиться газоном и лавочками у подъездов. Конечно, благоустройство придомовой территории зависит и от класса жилого объекта. Например, при строительстве элитного жилого комплекса «Смольный проспект» благоустройство территории мы делали на основе индивидуального дизайн-проекта известного испанского архитектора Рикардо Бофилла.