«Блокадная» подстанция ускользает от ЛСР
Совет по сохранению культурного наследия Петербурга рекомендовал КГИОП включить в реестр памятников регионального значения «блокадную» электроподстанцию для трамваев на наб. реки Фонтанки. В случае утверждения исторического объекта памятником компании ЛСР, владеющей им с прошлого года, придется отказаться от планов сноса здания и строительства апарт-отеля.
В минувшую среду Совет по сохранению культурного наследия Петербурга отстоял неработающую трамвайную электрическую подстанцию, стоящую по адресу наб. реки Фонтанки, 3а, от планируемого сноса. Члены совета порекомендовали КГИОП внести постройку 30-х годов ХХ века в реестр памятников регионального значения и тем самым защитить здание от любых посягательств на него. Правда, решение о присвоении охранного статуса было принято далеко не единогласно. За внесение в реестр памятников проголосовали 15 членов совета, пять – против и четыре воздержались.
Отметим, что активным спасением подстанции, обеспечивающей электричеством движение трамваев в годы блокады, стали заниматься совсем недавно. Несмотря на то, что снести ее хотели последние пять лет. Еще в 2009 году компании «Ройял Гарденс Отель» власти Петербурга на месте подстанции разрешили возвести гостиничный комплекс, но из-за экономических проблем девелопер ничего не делал. В 2013 году площадку с объектом перекупила Группа ЛСР, которая запланировала построить на данном месте 6-этажный апарт-отель. Также с прошлого года начались акции градозащитников по сохранению объекта, которые, как ни странно, поддержали некоторые чиновники Смольного и депутаты ЗакСа.
В своем большинстве члены культсовета признали, что подстанция на Фонтанке не имеет явной архитектурной ценности. Здание достаточно типичное для времени своего создания. Но, по словам заместителя председателя петербургского отделения ВООПИК (данная общественная организация готовила историческую экспертизу по объекту) Александра Кононова, объект имеет огромную историческую ценность. «Тяговая подстанция – часть трагического периода жизни города. Является символом несломления ленинградцев перед врагом и веры в победу. Снос здания – неуважение потомков к своим предкам», – считает градозащитник.
Между тем, по мнению руководителя архитектурной мастерской «Студия 44» Никиты Явейна, некоторые его коллеги по совету и сам КГИОП выбрали сторону популистов. «Почему-то раньше никого особо не занимала судьба объекта. Я не считаю здание подстанции каким-то выдающимся по архитектуре и полагаю, вряд ли бы оно вошло в топ-10 списка главных городских памятников блокады, будь таковой составлен», – отметил господин Явейн.
Известный режиссер Александр Сокуров сделал попытку примирить тех, кто за памятник и кто против. «Давайте отложим данный проблемный вопрос на неопределенный период. Если начнется снос, то Петербург опять окажется в эпицентре некрасивой истории, поэтому инвестору лучше отказаться от этой идеи. С другой стороны, я понимаю, что бизнесмены уже вложили некоторые средства в свой проект, поэтому стоит задуматься о каком-то механизме компенсации или создании страхового фонда», – полагает режиссер.
Выступивший после всех членов совета несколько раздосадованный глава Группы ЛСР Александр Вахмистров пригрозил, что в случае принятия подстанции в реестр памятников он действительно может потребовать от города 400 млн рублей. Такую сумму, по его словам, компания успела вложить в перекладку трамвайно-троллейбусных сетей. «Мы не призываем к принятию каких-то быстрых решений. Но, наш взгляд, можно было бы найти что-то такое, что бы устроило всех. Мы предлагаем сделать комбинацию из нового и старого объекта или сохранить отдельно его небольшую часть. Полагаю, так было бы справедливо для всех из сторон», – уверен бизнесмен.
Справка:
Тяговая трамвайная электрическая подстанция № 11 была построена в конце 20-х – начале 30-х годов XX века. Является примером суперматической архитектуры. В марте 1942 года она стала одной из первых трех подстанций города, заработавших после первой блокадной зимы. Площадь участка, на котором располагается подстанция, – 800 кв. м.