Инвестиционные брызги
Прошло более трех месяцев с момента закрытия аквапарка «Вотервиль». В среде участников рынка нет единого мнения о том, возникла ли в связи с этим повышенная нагрузка на оставшиеся два аквапарка в городе. Однако новые центры водных развлечений городу не помешают, полагают специалисты.
Аквапарк «Вотервиль» был закрыт в середине января; как сообщалось, Инспекция по труду и Роспотребнадзор в ходе проверок насчитали более 40 нарушений. ГСУ СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело по статье 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Известно, что проверки начались еще в июне 2012 года, когда из-за несчастного случая в аквапарке погиб 7-летний ребенок.
О том, когда откроется аквапарк, комментариев ни одна из сторон не дает.
Между тем участники рынка пока отмечают, что рынок водных развлечений в городе все еще имеет большой потенциал.
В Санкт-Петербурге сегодня построено три крытых аквапарка, которые вместе могут принять одновременно чуть более 3 тыс. посетителей. Как полагают специалисты, для большого, постоянно растущего северного города, теплый сезон которого ограничен, это немного.
«С закрытием «Вотервиля» ситуация стала еще более сложной», – считает Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь».
Альберт Харченко, генеральный директор East Real, имеет несколько иную точку зрения: «В целом рынок Петербурга не насыщен аквапарками, но при этом нельзя говорить о том, что закрытие «Вотервиля» серьезно повлияло на рынок. Как правило, посещение аквапарка является целевой поездкой, а выбор делается в пользу того или иного проекта только исходя из личных предпочтений».
С точки зрения географического охвата рынка существующие аквапарки расположены преимущественно в северной части города: «Вотервилль» обслуживал жителей Васильевского острова, частично Петроградского и Центрального районов, аквапарк «Родео Драйв» – жителей северных районов города, аквапарк «Питерлэнд» – жителей северных и частично восточных районов города. Неоднократно девелоперы, реализующие проекты на юге города, заявляли о включении в свои проекты аквапарков, но пока ни один из них не был реализован.
Нередко аквапарки включают в состав торгово-развлекательных комплексов, поскольку крупные развлекательные операторы зачастую становятся неким магнитом, формирующим поток посетителей. «Но стоит отметить, что в силу объективных причин зачастую конвертация посетителей аквапарка в посетителей торгового центра и наоборот относительно невелика», – говорит господин Харченко.
Иного мнения придерживается Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге. Она отмечает недостаток объектов данного формата как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. «Сегодня большое количество регионов не имеет аквапарков, а если бы эти проекты стали реализовывать на территории торговых комплексов, они могли бы стать хорошими точками притяжения клиентов. Разумеется, в первую очередь речь идет о крупных городах, где подобные проекты могут пользоваться спросом и достаточно быстро занять свою нишу на рынке. В небольших по площади и населению городах посещения аквапарков могут иметь разовый характер, а значит, больше года такие проекты не прослужат. Я считаю, что ТРК «Питерлэнд» является удачным современным проектом, который по многим характеристикам превосходит другие объекты. Хорошая логистика, наличие необходимой инфраструктуры, отличная локация, а также наличие грамотной концепции продвижения выделяют объект на фоне остальных. Кроме того, находясь на третьем этаже торгового комплекса, посетители могут наблюдать за происходящим в аквапарке благодаря панорамному остеклению и принять незапланированное решение посетить аквапарк. Стоит отметить, что сначала все внимание было сконцентрировано на аквапарке, и уже после посетители получили прекрасную возможность посещения торгового центра, что только разогрело их интерес. Таким образом, можно считать, что аквапарки действительно генерируют потоки посетителей торгового центра».