Цена вопроса смены места

Эксперты говорят, что проблема частой ротации – в любой ситуации, кризисной или стабильной – это прежде всего признак непрофессионализма управляющей компании или же изначальной нежизнеспособности объекта коммерческой недвижимости.

Дмитрий Тарасов, директор департамента аренды компании KR Properties, полагает, что в качественных бизнес-центрах даже в кризисные 2008-2009 годы частота смены арендаторов сохранялась на низком уровне.
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор», говорит, что пока нет каких-либо признаков, указывающих на то, что ротация арендаторов в скором времени вырастет: «В нашей сети ротация в 2013 году уменьшилась на 4% по сравнению с 2012 годом. 16% наших сделок – расширение существующих арендаторов, поэтому для нас необходимость арендатора переехать в более крупный офис – это далеко не всегда потеря клиента. В целом мы наблюдаем тенденцию переезда компаний в бизнес-центры более высокого класса в последние годы. При этом арендаторы не готовы переплачивать за какие-то экстраопции, как в Москве, а скорее выберут предложение с качественной локацией с хорошими характеристиками объекта класса А, без «умных» и прочих дорогостоящих услуг, но по рыночной цене. Пока ситуация в экономике никак не отразилась на ротации арендаторов в наших бизнес-центрах».
Участники рынка говорят: переезд из одного офиса в другой – дело весьма затратное, причем нужно учитывать не только прямые затраты – погрузил мебель в грузовик и перевез, – но и косвенные. Сюда относится прежде всего влияние переезда на работу компании: необходимость менять юридический адрес, перевозить АТС, информировать партнеров и клиентов о смене адреса.
«Конечно, арендатор может переехать и в более дешевый офис. «Переманивают» арендаторов дешевизной редко, хотя во время кризиса были случаи, когда один бизнес-центр рассылал арендаторам другого письма, сообщая, что у него площади дешевле. Эффективно ли это – спорный вопрос: скорее всего, в таком случае переедут те, кто и так собрался переезжать.
Соблазняться дешевизной площадей для арендатора тоже бывает рискованно: нужно внимательно смотреть, почему офис такой дешевый. К примеру, бизнес-центр может экономить на службе эксплуатации – технические специалисты приезжают только в конкретное время, а не круглосуточно – или на чем-либо еще», – рассказал Евгений Якушин, генеральный директор УК «Система».
«Что касается смены бизнес-центра – это почти всегда достаточно затратное мероприятие. Поэтому любой переезд должен быть финансово обоснован. 100% оставаться не надо там, где площадка мешает привлекать профессиональных сотрудников», – резюмирует господин Тарасов.

Мнение:

Сергей Игонин, управляющий партнер холдинга «АйБи ГРУПП»:
– Сколько стоит переезд, сказать сложно, так как это зависит от очень многих факторов: занимаемой площади, количества сотрудников и т. д. Что касается более дешевого предложения, то на данный момент явно выраженных ценовых войн нет, как, впрочем, и крупной ротации, а все крупные контракты, заключенные в последнее время, в основном связаны с процессом переезда Газпрома в Санкт-Петербург.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.