«Мы с нетерпением ожидаем того же в Петербурге»
Участники рынка говорят, что введение платы за парковку в исторической части Петербурга поставит в выигрышное положение те офисные центры, которые имеют собственные места для автомобилей.
Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa, инвестор БЦ Eightedges, при этом считает, что бизнес-центры с собственной парковкой окажутся в более выигрышном положении, нежели те, которые не имеют паркинга.
Дмитрий Тарасов, директор департамента аренды компании KR Properties, также считает, что введение платы за парковку в пределах центра может спровоцировать ощутимый рост арендных ставок в местных деловых комплексах, в частности тех, которые располагают собственной парковкой. «Именно по такому сценарию ситуация развивалась в Москве, когда стала платной парковка внутри Бульварного кольца», – говорит он.
Впрочем, господин Тарасов считает, что аренда офисов, не обеспеченных собственными парковочными местами, будет дорожать, но гораздо более умеренными темпами.
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор», только рад инициативам чиновников: «Я считаю, что это абсолютно разумное решение. Мы наблюдали, как уже спустя несколько месяцев предпринятые меры отразились на положении дел на дорогах Москвы, и с нетерпением ожидаем того же в Петербурге. Для собственников бизнес-центров это положительная тенденция. Если парковка около офисных объектов станет платной, это вызовет следующую цепную реакцию: спрос на места в паркингах самих бизнес-центров повысится, что сократит сроки их окупаемости. Это, в свою очередь, мотивирует собственников строить паркинги на большее количество машино-мест, что в конечном счете станет одним из факторов улучшения транспортной ситуации».
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», полагает, что расширение зоны платной автостоянки в центре не повлияет на арендные ставки в бизнес-центрах, но приведет к увеличению спроса на периферии города из-за нехватки парковочных мест в центре мегаполиса. «Поэтому по мере увеличения зоны платной парковки спрос будет постепенно повышаться на объекты, расположенные дальше от центральных районов. Дороговизна парковки в первую очередь может повлиять на переезд арендаторов с целью уменьшения своих расходов и сохранения качественного офиса в более удаленные офисы такого же класса на набережных и крупных магистралях города. Но влияния платных парковок на изменение ротации арендаторов в ближайшее время ожидать не придется, так как власти планируют ввести плату за парковку в центре только к 2016-2017 году», – уточняет господин Васильев.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследование компании JLL в Санкт-Петербурге, также уверен, что возможное введение платы на парковку в центре города, безусловно, снизит привлекательность бизнес-центров в этой локации. «Однако плотность станций метрополитена в этой части Петербурга достаточно высока, поэтому резкого падения ставок не произойдет. Конечно, можно ожидать, что те арендаторы, для которых расположение офиса в центре не является принципиальным, могут в результате этого нововведения переместиться в более отдаленную часть города, но многие компании не будут рассматривать такую возможность в силу специфики своего бизнеса, требующего премиальной локации», – говорит он.
Мнение:
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:
– Массовый переезд арендаторов возможен только в случае создания некой престижной деловой зоны за пределами центра, расположение в которой рассматривалось бы как не менее статусное, чем в исторической части Петербурга. В какой-то мере на роль престижной деловой зоны могут претендовать Лахта или Пулково, однако вряд ли они дорастут до подобного статуса. В других локациях тенденции к значительному повышению статуса территории как делового кластера тоже пока не прослеживается.