Российским дорогам добавят гарантий
Подрядчиков дорожного строительства в законодательном порядке обяжут давать гарантию на проделанные работы. Предполагается, что нововведение позволит повысить качество новых и отремонтированных дорог и нивелировать коррупционную связку заказчика и исполнителя тендера.
Депутаты Госдумы готовят законопроект по внесению поправок в ФЗ № 44 «О контрактной системе…». Согласно им, на законодательном уровне предлагается заставить дорожных строителей нести ответственность за проделанную работу. В частности, может появиться норма об обязательном введении требований к гарантийному сроку товара или работы, которые будут устанавливаться заказчиком дорожного тендера. На сегодняшний день эти гарантийные обязательства могут устанавливаться заказчиком при необходимости и при его желании.
Авторы законодательной инициативы предполагают, что нововведение положительно отразится на качестве сдаваемых в эксплуатацию новых дорог и отремонтированных старых. Также депутаты считают, что обязательства по гарантии снизят возможности коррупционной связки заказчика тендера и его исполнителя, когда победителем конкурса выбирается «своя» компания, не готовая выполнять работы качественно.
Сами сроки гарантий, вероятнее всего, будут взяты из другого законопроекта «зависшего» в Госдуме с 2013 года. Согласно ему, минимальная гарантия на земляное полотно дороги должна составлять десять лет, нижнего слоя покрытия полотна – пять лет, верхнего – от четырех лет и должна зависеть от условий эксплуатации дороги, внешней окружающей среды. Если в течение гарантийного срока в дороге, элементах ее обустройства или дорожном сооружении появится брак, строителей обяжут устранить его за свой счет. При этом гарантийный срок продлевается на то время, которое понадобилось для устранения выявленных дефектов уже после сдачи дороги или моста в эксплуатацию.
Между тем петербургские игроки рынка отмечают, что по большинству тендеров они и так проводят работы с гарантиями. По словам коммерческого директора «Генеральной строительной корпорации» Алексея Королева, они устанавливаются обычаями делового оборота. «За последние 20 лет государственных контрактов без гарантийных обязательств мне видеть не довелось. Соответственно, инициатива депутатов ничего по делу не меняет в законодательстве и практике делового оборота. Также законопроект не отразится на соотношении основных игроков рынка на дорожных тендерах. Количество участников может измениться при усилении роли и положения антимонопольной службы по отношению к отраслевым регуляторам, но пока этого не прогнозируется», – отмечает господин Королев.
Специалист добавляет, что сейчас совершенствуются материалы и технологии – изменяются и гарантийные сроки. В частности, на верхний слой дорожной одежды гарантия в среднем пять лет, она близка к нормальному сроку эксплуатации – 5-7 лет, когда необходимо заменять верхний слой или производить иные виды работ. На качество дорог влияет также и качество их эксплуатации. Резервы качества скрыты в технологическом регулировании, технических стандартах и регламентах строительства и эксплуатации.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, инициатива депутатов своевременна, но не сможет качественно решить одну из двух основных бед России, обозначенных еще классиком. «В большинстве случаев заказчик не будет отслеживать гарантированное состояние качества дорог. Ему выгоднее разыграть новый тендер на деньги, выделенные федеральной или региональной казной. Кроме того, дорожная компания, если проект крупный, а сама она не имеет серьезной репутации, чтобы не ремонтировать дорогу еще раз и за свой счет, просто уйдет с рынка, приняв решение о банкротстве», – резюмирует эксперт.