Растущий спрос
За последние несколько лет покупатели «распробовали» квартиры с отделкой и не опасаются приобретать такое жилье. Особенно этот продукт востребован в массовом сегменте и среди иногородних покупателей.
Денис Бабаков, коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», отмечает, что люди сравнивают идентичные варианты без отделки, оценивают расходы на ремонт своими силами, затрачиваемое время и другие сопутствующие факторы, и склоняются к покупке готового варианта. «Кроме того, растет количество договоров с привлечением ипотечных кредитов, а ежемесячная нагрузка на семейный бюджет не предполагает еще и дополнительных трат на хороший ремонт», – добавляет эксперт.
В прошлом году ИСК «Отделстрой» провела опрос среди потенциальных клиентов, спрашивая их, с какой отделкой они планируют приобрести квартиру. Мнения распределились следующим образом: 23% ответили, что собираются покупать квартиру без отделки, 39% – с предчистовой отделкой, 33% – с полной отделкой, 5% – с полной отделкой и меблировкой.
Петр Буслов, руководитель аналитического центра ООО «Главстрой-СПб», говорит, что спрос на квартиры с отделкой всегда был достаточно высокий. «Другой вопрос, что еще несколько лет назад многих покупателей не устраивало качество отделки (около 80% клиентов готовы покупать жилье с отделкой при условии, что она надлежащего качества). Сегодня ситуация меняется, качество готовых квартир растет. Застройщики все чаще предлагают квартиры с качественной отделкой (нередко покупатель имеет выбор нескольких вариантов отделки) в различных сегментах недвижимости. Стандарт отделки зависит от компании и конкретного проекта», – поясняет господин Буслов.
По словам Николая Гражданкина, начальника отдела продаж ИСК «Отделстрой», отделкой от застройщика пользуются в основном иногородние и те, кто берет ипотечный кредит, поскольку в таком случае стоимость отделки закладывается в сумму кредита, и нет необходимости искать деньги на ремонт или брать потребительский кредит. «Среди причин, почему выбирается квартира с отделкой, озвучиваются следующие: возможность заселиться сразу; отсутствие хлопот, траты времени и нервов; нежелание выполнять ремонт собственными силами; понимание того, что стоимость самостоятельного ремонта будет выше или такая же. Квартиру с отделкой также часто выбирают люди, приобретающие ее с целью дальнейшей сдачи в аренду», – рассказывает господин Гражданкин.
В большинстве западных стран доля жилья с отделкой составляет 100%. «Россия достигнет таких показателей после завершения первоначального этапа насыщения жильем. Принимая во внимание тот факт, что в развитии жилищного строительства Россия отстает от Западной Европы примерно на 20 лет, можно ожидать, что через этот промежуток времени доля жилья с отделкой на рынке приблизится к 100%», – прогнозирует господин Буслов.
Юлия Жалеева, руководитель отдела маркетинга и продаж проекта «Триумф Парк», отмечает, что полная отделка, с которой сдается большинство квартир в Европе, несомненно, гораздо выше качеством российских аналогов и чаще всего включает в себя встроенную кухню и шкафы.
По словам Светланы Денисовой, начальника отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», рынок недвижимости в США предлагает квартиры с полной отделкой, меблировкой и техническим оснащением, но и здесь идет прямая зависимость от ценового сегмента объекта – чем выше класс, тем меньше опций и больше пространства для самовыражения.
Наш рынок недвижимости пока не готов принимать европейские стандарты по продаже полностью укомплектованных мебелью и бытовой техникой квартир, считает Николай Гражданкин.
Арсений Васильев, генеральный директор компании «УНИСТО Петросталь», полагает, что, учитывая последние тенденции увеличения спроса на квартиры с отделкой под ключ, ожидается дальнейший рост данного предложения на рынке.
Мнение:
Денис Бабаков, коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»:
– В перспективе доля квартир с отделкой в общем объеме жилья, выводящегося на рынок Петербурга, будет увеличиваться, так как спрос на подобные варианты стабильно растет. Прогнозируется, что к 2017 году квартиры с отделкой будут составлять до 60-70% от общего объема первичного предложения сегмента масс-маркет. Девелоперы будут и дальше расширять продуктовую линейку, можно ожидать диверсификации предложений по уровню отделки и цене, увеличения спектра цветовых решений.