Заглянуть в будущее
Участники рынка считают, что девелоперы должны предугадывать новые тенденции в планировках за 2-3 года до прихода этого тренда.
Ирина Онищенко, директор по продажам группы компаний «Эталон», говорит: «Изменения предпочтений в планировках надо предугадывать за 2-3 года или раньше, если комплекс большой, поэтому мы с уважением относимся к классике, оптимизируя ее параметры. И вводим евроварианты, опять же адаптируя их под спрос, тем самым можем представить в ассортименте квартиры с небольшим шагом в метраже, но под разные вкусы».
Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки Групп», добавляет, что сегодня две полярные тенденции наблюдаются на рынке недвижимости в части планировок. Первая тенденция – жилье для старта. Это маленькие квартиры-студии, однокомнатные квартиры, апартаменты. Вторая тенденция – жилье для комфортной жизни семьи с двумя и более детьми. Это более просторные двух-, трех-, многокомнатные квартиры, где значение имеет и наличие дополнительных помещений для хранения, и площадь кухни.
Для стартового жилья девелоперы нарезают этажи маленькими лотами, делая стоимость входного билета на рынок ниже. В среднем до 50% площадей в жилых комплексах – это однокомнатные квартиры. «Нам известны примеры в регионах, например в Туле, где покупателям предлагались только однокомнатные квартиры во всем жилом комплексе. Не совсем понятно, правда, как решался вопрос с требованиями к инсоляции, зато известно, что из-за невысокой цены квартиры разлетались, как горячие пирожки. Отмечу, что на небольшие квартиры-студии обратили внимание не только застройщики жилья самой низкой ценовой категории, но и те девелоперы, что работают в сегменте бизнес-класса, поскольку ряд покупателей просто не рассматривают для себя недвижимость в панельных домах без какой-либо архитектуры и инфраструктуры, хотя бы парковки».
Впрочем, не все эксперты относятся благосклонно к студиям. Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», категорична: «Студии – это «трущобы XXI века». Сегодня, по статистическим данным, на каждого жителя Санкт-Петербурга приходится в среднем 26 кв. м жилья. Квартиры-студии по площади не охватывают даже этот минимум. Но реальность рынка такова, что покупка квартиры-студии – это вынужденный шаг. И высокий спрос на минимальные квартиры – это отражение не предпочтений, а возможностей покупателей».
Надежда Тодыкова, территориальный директор АН «Итака», продолжает: «По данным аналитиков нашей компании, в структуре покупательского спроса на рынке строящегося жилья Санкт-Петербурга преобладают однокомнатные квартиры – 43%, доля двухкомнатных составила 28%, доля студий – 14%, и доля многокомнатных квартир – 15%». «Так, покупательский интерес к двухкомнатным квартирам за последний год вырос на 9%. Однако в связи с тем что финансовая обеспеченность населения осталась на том же уровне, большим спросом пользуются малогабаритные «двушки».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», считает, что важной тенденцией, которая в ближайшее время может получить свое развитие на многих локальных рынках и заметно повлияет на индустрию, определенно выступает сокращение регуляторами числа разрешенных к реализации серий панельных домов.
Также он отмечает, что в крупнейших мегаполисах мира, деловых и финансовых столицах ведущих стран малогабаритное жилье давно стало одним из наиболее востребованных предложений. «Еще одной особенностью, как правило, выступает наличие большого количества полезных помещений и территорий общего пользования даже в недорогих проектах многоквартирных домов. Но это скорее системные отличия другой социально-экономической действительности – доступность общественных благ выступает следствием развитой институциональной среды», – подытожил господин Клягин.
Мнение:
Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa:
– Объединенные пространства кухни и гостиной, столь популярные на Западе, в Петербурге уже никого не удивляют, но в Европе есть и другой тип квартир, который у нас пока не находит отклика – это квартиры комфорт-класса с очень маленькой кухней. Многие европейцы практически не готовят дома, они используют кухню только для того, чтобы приготовить с утра кофе, поэтому и надобность в ней отпадает. В России другой менталитет, просторная светлая кухня всегда была и остается привлекательной для жильцов, поэтому не думаю, что такой формат приживется в наших условиях.