Район без башни
Всероссийскую известность район Охта приобрел около восьми лет назад, когда было заявлено о строительстве там небоскреба Газпрома. Однако после того как проект перенесли в другое место, надежд на развитие района у инвесторов поубавилось.
К слову сказать, судьба самого участка на Охтинском мысе, приобретенного Газпромом под строительство небоскреба, пока складывается не лучшим образом: нового владельца земля так и не нашла. Участники рынка говорят, что за него газовый монополист требует непомерно высокую цену для рынка (по разным данным, от 4 до 7 млрд рублей), кроме того, градозащитники продолжают настаивать на том, что в этом месте строить ничего нельзя из-за того, что там расположены археологические памятники, что также не добавляет участку привлекательности – лишних скандалов инвесторам не нужно.
Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН, считает, что Охтинский мыс при своей территориальной привлекательности не имеет никакой привлекательности для торговли и офисного сегмента. «У всех были надежды, что со строительством «башни» в данный район сместится деловой центр: в округе будут располагаться структуры Газпрома, откроются офисы, к ним подтянется и вся сопутствующая инфраструктура. К реализации «Охта-центра» бизнес-центры класса В и С в этом районе готовились к концепции и реконструкции. Однако после запрета на строительство «Охта-центра» все проекты замерли. На сегодняшний день бизнес-центры находятся в состоянии С и В–, не вызывая спроса со стороны арендаторов. Место перестало быть интересным бизнесу», – сетует она.
Тем не менее начальник отдела маркетинга компании «Петрополь» Екатерина Никандрова говорит, что отказ от строительства небоскреба на Охте – это благо для района как с практической, так и с эстетической точек зрения. «В свое время в рамках пропаганды строительства этого объекта заявлялось о том, что он сильно подогреет интерес инвесторов к локации, но район не был готов и не готов сейчас к таким масштабным преобразованиям», – считает госпожа Никандрова.
Николай Вечер, вице-президент GVA Sawyer, отмечает: «Как архитектурная доминанта небоскреб был, может, и неудачным вариантом, но теперь эта территория стоит заброшенной, и никто из инвесторов не хочет ее покупать из-за всей этой истории. Думаю, что этот пустырь напротив Смольного еще много лет будет зарастать бурьяном и лопухами». Впрочем, он добавляет, что чуть выше по течению Невы банку «Санкт-Петербург» удалось-таки реализовать столь же спорную доминанту – собственное здание, прозванное в народе «чайником» из-за внешнего сходства с электрочайником, и два бизнес-центра по бокам от него. Чуть сзади от них реализован крупный и дорогой жилой проект – комплекс «Новый город». Территория бывшего завода «Знамя труда» на Большой Охте уже давно распродана по частям, и на ней реализуются в основном проекты коммерческой направленности: деловой квартал финского девелопера SRV, бизнес-центр «Истен», другие проекты.
«Местоположение этих территорий достаточно востребованное как у инвесторов коммерческой, прежде всего офисной застройки, так и у «жилищников»: рядом станции метро «Новочеркасская» и «Ладожская», разветвленная улично-дорожная сеть, близость к центру города. Минус только один: на обоих мостах постоянные пробки, создающие реальные трудности с пересечением Невы», – добавляет господин Вечер.
С коллегами не согласен Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге: «Проект «Охта-центр» дал ощутимый толчок развитию этой территории, привлек внимание девелоперов к этой локации. Если бы проекта «Охта-центр» не было, возможно, развитие этой зоны шло бы чуть медленнее, хотя все равно бы началось. Если пренебречь существующими градостроительными ограничениями и вопросами, связанными с выявленным историко-культурным наследием, то участок «Охта-центра» может быть использован под строительство офисного центра. Однако история развития участка накладывает серьезные ограничения на перспективность реализации на нем какого-либо проекта в силу пристального внимания градозащитников к дальнейшему развитию этой территории. Именно это можно назвать основной причиной того, что участок до сих пор и не продан».
Справка:
Район Охта состоит из двух муниципальных образований – МО Большая Охта и МО Малая Охта. По данным переписи населения 2010 года, в этой части Красногвардейского района проживает почти 100 тыс. человек – треть всего населения Красногвардейского района. Территория района ограничена шоссе Революции на севере, Бокситогорской ул. на востоке, железной дорогой на юго-востоке и юге, Свердловской и Малоохтинской наб. и Малоохтинским пр. на востоке. В районе имеются две станции метро – «Новочеркасская» и «Ладожская» (открыты в 1985 году).