«Платформа» переобуется
Владельцы обувных торговых центров «Платформа» начнут строить двухэтажные комплексы в спальных районах города, где помимо обуви будут продаваться продукты питания и предоставляться сервисные услуги.
Компания «Петроторгстрой», развивающая сеть торговых комплексов «Платформа», намерена в ближайшие несколько лет построить около десятка комплексов нового формата, которые будут развиваться под брендом «Миксер». В компании пояснили, что планы по реализации этого проекта продиктованы спросом жителей города на подобные объекты. Впрочем, от строительства новых «Платформ» в компании отказываться не собираются: основная проблема – это свободные пятна под застройку у станций метрополитена. На данный момент в Петербурге работают пять обувных центров «Платформа» и один обувной универмаг «Звездный». «Звездный» был первым в сети, он был запущен в июле 2000 года. Все они открыты у различных станций метрополитена.
Сейчас один из новых торговых центров строится во Фрунзенском районе, на ул. Олеко Дундича. До весны 2015 года планируется сдать в эксплуатацию двухэтажный торговый комплекс площадью 1,2 тыс. кв. м. Все коммерческие помещения будут сдаваться в аренду под магазины и организации, оказывающие мелкие бытовые услуги.
К реализации проекта в начале апреля приступило юридическое лицо «Центр на Олеко Дундича», аффилированное с компанией «Петроторгстрой». Участок находится в аренде у города на инвестиционных условиях. Аналогичные торговые центры появятся на ул. Димитрова, пр. Энтузиастов и Коломяжском, а также в пос. Усть-Ижора. По оценкам экспертов, инвестиции в каждый торговый комплекс могли составить по 50 млн рублей.
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, говорит, что такой формат торговых центров может стать достаточно успешным и востребованным, если будет выбрана правильная локация. «Сегодня большинство сформированных жилых массивов, в которых есть коммерческие помещения на первых этажах, все равно нуждаются в развитии коммерческой инфраструктуры. Подобные торговые центры могут стать более крупной альтернативой магазинам «у дома». Что касается новых жилых проектов, сегодня все мастер-планы КОТ включают в себя площади для строительства коммерческих объектов. Такие участки также могут быть интересны для развития подобных объектов. С точки зрения арендаторов, подобный формат будет интересен сетям супермаркетов, таким как «Пятерочка», «Дикси», «Верный», «Семья», «Полушка», «Магнит» и т. д., поскольку они смогут арендовать помещения в качественных проектах», – заключает господин Трушин.
По данным экспертов АРИН, в 2014 году обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге достигла 500 кв. м на тысячу жителей. По этому показателю Санкт-Петербург вновь опережает Москву, достигая уровня ряда ведущих европейских городов.
В 2013 году прирост рынка качественных торговых центров в Петербурге стал рекордным за последние семь лет. По объему ввода он увеличился на 300 тыс. кв. м и достиг показателя 2,5 млн кв. м. «Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями неравномерен по районам Петербурга, – говорит Андрей Петров, вице-президент по консалтингу и оценке АРИН. – Например, в Московском, Центральном и Приморском районах он составляет около 1 тыс. кв. м на тысячу человек, а в Красносельском районе – только 200 кв. м на тысячу жителей».
По объему торговых площадей в торговых центрах лидируют Приморский, Выборгский, Московский и Невский районы (суммарно на их долю приходится около 58% площадей действующих современных торговых комплексов).
В прошлом году введено в эксплуатацию сразу несколько крупных объектов. В их числе ТРК «Лондон Молл» (с якорными арендаторами: продуктовая сеть «Карусель», DIY-ретейлер Leroy Merlin, гипермаркет электроники Media Markt, кинотеатр «Кронверк Синема», магазины H&M, «Дети»), ТРЦ «Жемчужная Плаза» (входит в ЖК «Балтийская жемчужина»), якорные арендаторы которого – продуктовый гипермаркет Prisma, гипермаркет электроники «М.Видео», супермаркет товаров для детей «Детский мир».
Аналитики АРИН отмечают, что после всплеска строительной активности 2013 года в I квартале 2014 года на рынке торговой недвижимости Петербурга наблюдалась стагнация: с января по март не было введено ни одного объекта. Изначально на текущий год были заявлены к вводу в эксплуатацию более 200 тыс. кв. м торговых площадей в торговых комплексах. Однако по прогнозам экспертов компании, в связи с переносом сроков ввода ряда объектов на 2015 год этот показатель, вероятно, достигнет всего около 140 тыс. кв. м арендопригодных площадей.
Андрей Петров говорит о том, что в среднесрочной перспективе одним из основных направлений развития рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга станет реконцепция морально и технически устаревших торговых центров и их адаптация к современным требованиям рынка. Особенно этого следует ожидать в высококонкурентном сегменте региональных и суперрегиональных торговых центров.
Кроме того, по прогнозам АРИН, Петербург ждет усиление интереса к проектам меньшего масштаба – районным и микрорайонным торговым центрам, расположенным вблизи жилых кварталов.
«Такие проекты позволят удовлетворить потребность покупателей без значительных затрат на посещение торгового центра. Представленные арендаторы будут ориентированы в первую очередь на товары повседневного спроса», – говорит Андрей Петров.