Город не для всех и каждого

В середине мая прошел первый форум «Петербург без барьеров», в рамках которого девелоперы, архитекторы и представители общественных организаций обозначили проблематику создания безбарьерной среды в городе. Хотя бизнес и власти уделяют все большее внимание созданию среды  для маломобильных групп населения, улично-дорожная сеть остается местом повышенной опасности для инвалидов, а в исторический центр колясочникам путь заказан.

Мероприятие, состоявшееся 15 мая в Госу­дарственной библиотеке для слепых и слабовидящих, инициировала компания «Северо-Запад Инвест». Инициативу поддержали Молодежная коллегия при губернаторе Петербурга, благотворительный фонд «Счастливый мир», Государственная библиотека для слепых и слабовидящих и социальный проект «Верь Сердцу».  По словам организатора форума, руководителя PR-службы компании «Северо-Запад Инвест» Михаила Чере­панова, сегодня в обществе пока еще формируется запрос на качественное преобразование городской среды, но более 700 тыс. петербуржцев с ограниченными возможностями нуждаются в доступности городских объектов уже сейчас.  «Задача форума – привлечение внимания к проблеме организации безбарьерной городской среды в Петер­бурге, а также расширение границ понятия «маломобильная группа населения», – заявляет эксперт. – Представление о том, что это необходимо только инвалидам-колясочникам, неверно: в такой среде нуждаются пожилые люди, велосипедисты, родители с маленькими детьми, люди с тяжелым багажом».
В рамках подготовки к форуму организаторы провели опрос общественности на тему доступности городской среды через социальные сети. Результаты голосования показали, что около 70% петербуржцев, принявших участие в голосовании, считают Петербург малодоступным для людей с ограниченными возможностями, по 15% респондентов считают город доступным и недоступным для данных категорий жителей. Самым недоступным местом были признаны подъезды жилых домов (почти 70%), второе место занимают улицы (26%). (Символично, что ярким примером такой малодоступной среды стали помещения государственной библиотеки, где проходил форум. Посетивших мероприятие инвалидов-колясочников приходилось вчетвером поднимать на третий этаж по узкой лестнице – прим. ред.) Из культурно-развлекательной инфраструктуры самыми спорными стали спортивные объекты: 32% считают уровень доступа низким, 32% – высоким. Вместе с тем, более 50% опрошенных уверены, что жители Петербурга стали гораздо внимательнее относиться к вопросам доступности городской среды.

По жестким правилам

По мнению присутствующих на форуме представителей градостроительного сообщества, Петербург достаточно далеко продвинулся в плане удобства городской среды и по праву считается одним из самых удобных для инвалидов городов страны. «Этому способствует ужесточение  СНиПов,  требований к зданиям, санитарных норм. У нас появляются заниженные бордюры и пандусы», – говорит член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов России Феликс Буянов. Тем не менее, темпы приспособления существующей инфраструктуры для маломобильных групп населения все еще отстают от реальных потребностей города. Основные пробелы в городской инфраструктуре, которые выделил  заместитель руководителя ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил Кондиайн, – это небезопасные тротуары, скользкие уличные лестницы с наледью, устаревшие кровли, на которых образуются сосульки, нерегулируемые переходы, неудобные остановки общественного транспорта и железнодорожные платформы.
По словам архитекторов, между «доработкой» сложившейся городской среды до необходимых стандартов и созданием территории с нуля по принципам универсального проектирования разница очень существенная, в первую очередь с точки зрения экономики. Именно поэтому принципы доступной, универсальной городской среды должны закладываться именно на этапе проектирования новых городских кварталов. Однако чаще всего при строительстве нового жилья застройщики, работающие по госзаказу, оборудуют подобную инфраструктуру безответственно, не задумываясь об удобстве ее эксплуатации. «Все мероприятия по организации инфраструктуры для людей с плохим здоровьем выполняются строителями как нечто необходимое, но непонятно зачем нужное, – говорит Михаил Кондиайн. – Строительство дополнительных съездов, пандусов расценивается инвесторами как дополнительная нагрузка, которая отрицательно влияет на экономику проекта».

Новый подход

Примером проекта, в котором принципы универсального проектирования будут реализовываться «с нуля», станет развитие городских территорий на сестрорецком намыве. Концепция доступной среды в рамках проекта «Новый Берег» была разработана японским архитектурным бюро Nikken Sekei. При этом японские специалисты опирались на собственный и мировой опыт создания безбарьерной среды и разработали практическое пособие для проектировщиков, а также свод нормативов, которыми необходимо руководствоваться. Согласно представленной концепции, на территории «Нового Берега» выделено несколько зон, в зависимости от жесткости применяемых нормативов. На всей территории будут применены базовые нормативы универсальной среды, которые выше российских СНиПов. А в общественных местах (деловой зоне, культурно-досуговых учреждениях, социальных объектах) будут применены самые высокие требования и специальное оборудование, позволяющее сделать общественно значимые объекты доступными для всех жителей. «Старые СНиПы не всегда отражают все потребности граждан, – уверен заместитель генерального директора компании «Северо-Запад Инвест» Владимир Жуйков. – Некоторые из них устарели, другие же, наоборот, ограничивают создание безбарьерной среды. В итоге мы, учитывая требования государства, разработали свои стандарты и будем их внедрять». При этом господин Жуйков подчеркнул, что создание единого безбарьерного пространства должно стать результатом совместной работы всех заинтересованных сторон. В частности, реализация идеи будет зависеть от социальной ответственности девелоперов, которым предстоит осваивать территорию намыва, а также от поддержки городской администрации. «Мы живем в законодательном поле, и оно сегодня не позволяет в полной мере применить все наши идеи. Мы будем решать этот вопрос, и для этого нам нужна поддержка и желание общества, ведь безбарьерная среда нужна каждому», – добавил Владимир Жуйков.

Запретный город

По словам представителей общественных организаций, идеи модернизации городской среды на уровне правительства нивелируются отсутствием лиц, ответственных за реализацию профильных программ, и забюрократизированностью в деле принятия решений. «К примеру, у нас за общественный транспорт отвечает один комитет, а за остановки – пять других ведомств. Пока эта проблема не решится, трудно будет двигаться дальше и доступная среда останется на уровне разговоров. В городе есть места, в которых все прекрасно оборудовано, но часто это за закрытыми дверями и не каждый может воспользоваться, – рассказал руководитель движения «Колясочники Питера» Сергей Поюнов. – В Германии вопрос доступной среды стал активно решаться, когда инвалиды вышли на улицы и обозначили свои потребности. Правительство осознало, что включать эту категорию жителей в жизнь страны экономически выгодно – более того, это расширяет туристические возможности, так как самыми активными туристами за границей являются пожилые люди». По его словам, положительные сдвиги все же есть, к ним относятся повышение информированности водителей общественного транспорта, а также четкая работа социального такси.
В Петербурге, по официальным данным, 12 225 людей, способных передвигаться исключительно на инвалидных колясках. Большая часть учреждений культуры и практически все учреждения здравоохранения не имеют развитой инфраструктуры для маломобильных групп граждан. А улично-дорожная сеть города и старый жилой фонд вообще не дают возможности передвижения на коляске. «В нашем городе не так много спортивных и культурных учреждений, которые инвалид-колясочник может посетить и чувствовать себя комфортно. Более того, тяжело даже передвигаться по улицам – зачастую мне проще ехать по проезжей части, хоть это и небезопасно. Я не могу заехать даже в здание районной администрации, а также в почтовое отделение. И это распространяется практически на все сферы жизни», – подтверждает еще одна участница движения «Коля­соч­ники Питера» Разиля Ермакова. По ее словам, удачным примером организации безбарьерной среды является олимпийский Сочи, где в марте 2013 года прошла Паралимпиада-2014.

Справка:

В июле 2013 года Смольный утвердил городскую программу «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге», рассчитанную на 2013-2015 годы. Объем финансирования двухлетней программы составит 10,9 млрд рублей. Преды­дущий вариант программы был принят еще в 2001 году. К моменту принятия новой программы, как заявили в Комитете по социальной политике, около 30% городских социальных объектов оборудованы специальными техническими средствами для инвалидов. В России этот показатель составляет около 17%.

рубрика: Город без барьеров
автор: Максим Шумов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.