Занять нишу fresh
Эксперты полагают, что формат сельхозрынков в ближайшие годы будет меняться.
При постоянно растущем уровне ретейла рынки уходят в ниши «гораздо дешевле ретейла» и «гораздо дороже ретейла», но центральными, главенствующими на фуд-маркете остаются крупные продовольственные сети. Рынки забирают желающих сэкономить – Сенной – или любителей полакомиться деликатесами (астраханские помидоры зимой) – Торжковский. Развиваются, хоть и не отказывают особого влияния на рынок, проекты вроде «ЛавкаЛавка», поставляющие по заказу фермерские локальные продукты.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», говорит: «Фундаментально у рынков в их архаичном варианте, конечно, перспектив практически нет. На мой взгляд, в ближайшее время в этом сегменте сохранятся преимущественно сельскохозяйственные рынки, они займут нишу fresh, натуральной продукции и т. п. Одновременно продолжится и качественная эволюция формата. Многие из современных розничных рынков, конечно, нельзя сравнивать с аналогами начала 1990-х. Во многом они уже ближе к современным крупным оптово-розничным торговым форматам. Подобные объекты, отличающиеся сравнительно высоким уровнем качества, будут оставаться востребованными и производителями, и потребителем. Такие площадки, безусловно, будут интересны сельхозпроизводителям».
Николай Вечер, вице-президент GVA Sawyer, признавая, что структура рынков сегодня непрозрачна, отмечает, что в последнее время наметилась тенденция к повышению прозрачности владения. «Например, Мальцевский рынок был приобретен структурами Павла Андреева, владельца строительной компании Л1, бывшей ЛЭК. Он планировал снести его и построить там жилой комплекс, но проект не пошел, и рынок продолжает существовать», – рассказывает господин Вечер.
Генеральный директор компании по купле-продаже готового бизнеса «Альтера Инвест» Максим Новицкий отмечает, что функционирование пищевых рынков имеет массу административных нюансов, работа с которыми тоже непублична. «Большинство сельскохозяйственной продукции в Петербурге привозится из регионов, для стабилизации бизнеса необходимо контролировать производство продукции, логистику, сбыт, качество, соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам – задача непростая, продукты скоропортящиеся, риски бизнеса велики. При этом же можно предположить, что норма прибыли вполне внушительна – 100-150%», – подсчитал он.
Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, полагает, что срок окупаемости такого проекта вполне сопоставим с высокодоходными объектами коммерческой недвижимости. «Однако стоит помнить о необходимости приобретения охлаждающего оборудования, которое является достаточно дорогостоящим», – рассуждает госпожа Смирнова.
По словам господина Новицкого, инвестиции в строительство самого помещения для рынка и регистрацию небольшие, порядка 5-7 млн рублей. «Большое значение играет локация: покупка земли у метро, на транспортных развязках – значительные затраты. Но самых больших инвестиций потребует формирование торговой среды – привлечение продавцов и покупателей. Выход новых сильных игроков на рынок – маловероятно или невозможно. Было несколько попыток администрации города по формированию новых рынков – я не вижу в них потенциала, пока у нас не развита база сельскохозяйственных производителей и нет системы их административной поддержки. Развитие бизнеса сельскохозяйственного рынка – это больше чем супермаркет, так как «все свежее, натуральное», риски очень высоки и требуют колоссальной централизации и контроля», – говорит господин Новицкий.
Мнение:
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
– Такие каналы реализации, как организованная розничная торговля для небольших локальных производителей, по объективным причинам малодоступны. В силу, как правило, небольшого масштаба бизнеса и невысокого объема производства, ограниченных логистических возможностей они не могут работать с сетевым ретейлом. Поэтому такая продукция реализуется оптовым покупателям либо на профильных рынках и ярмарках, если хозяйствующий субъект все-таки самостоятельно несет издержки, связанные с развитием розничного направления.