Проектировщики в поиске новых дорог
Петербургский рынок проектирования транспортных объектов находится сегодня не в лучших кондициях. Городских заказов катастрофически не хватает, и проектировщики вынуждены искать работу на внешних рынках.
По оценкам специалистов, емкость петербургского рынка проектирования транспортных объектов составляет порядка 900 млн рублей в год.
Ведущими игроками этого рынка эксперты называют ЗАО «Институт «Стройпроект», ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», ОАО «Трансмост», ГУП «Ленгипроинжпроект» и ЗАО «Петербург-Дорсервис», ОАО «Ленгипротранс».
Заказы буксуют
Кирилл Иванов, директор НП «Объединение «ДОРМОСТ», основной проблемой рынка считает отсутствие крупных инфраструктурных проектов как в регионе, так и в России в целом. «Закончены или заканчиваются крупные стройки АТЭС и Олимпиады, ЗСД – в стадии строительства, дорога Москва – Санкт-Петербург тоже уже в работе. В некоторых институтах уже начался процесс оптимизации персонала. Ну и конечно, спад проектирования тянет за собой спад объемов строительства», – обрисовывает ситуацию на рынке господин Иванов.
По словам Андрея Мазко, генерального директора ЗАО «Институт городской инфраструктуры», количество городских заказов на проектирование транспортных объектов последние несколько лет неуклонно снижается. «Так, основные тендеры КРТИ пройдут в августе, соответственно, начало работ придется на второе полугодие», – отмечает господин Мазко.
В пресс-службе КРТИ сообщили, что крупных контрактов на проектирование в этом году участникам рынка ждать не стоит.
Из-за сложной ситуации с городскими заказами последние несколько лет наблюдается тенденция ухода с рынка мелких игроков, констатирует Андрей Мазко.
Виталий Зенцов, директор ГУП «Ленгипроинжпроект», более позитивно смотрит на состояние рынка и говорит, что проектные организации в целом работают аритмично. «С точки зрения количества заказов, в нашей компании изменения за последние несколько лет произошли незначительные», – говорит господин Зенцов.
Внешний интерес
По оценкам Андрея Мазко, проектные институты Петербурга сегодня загружены примерно на 50%. «В целом в Петербурге этот рынок находится не в лучшем своем состоянии, поэтому проектные институты активно выходят на внешние рынки и работают по заказам других регионов», – отмечает господин Мазко.
Кирилл Иванов добавляет, что петербургские проектировщики (за исключением ГУП «Ленгипроинжпроект») традиционно лишь до 15% были загружены городским заказом. Основными «работодателями», по его словам, являются Минтранс и ФДА, а также другие региональные заказчики. По его словам, местные институты пытаются работать на внешних рынках – как правило, в странах бывшего СССР: Эстония, Латвия, Литва, Туркмения, Абхазия, Азербайджан и др.
Новые игроки
Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, полагает, что рынок проектирования объектов транспортной инфраструктуры Петербурга готов вместить новых игроков, если речь не идет о ключевых государственных и городских проектах. «Если мы говорим о современных объектах с коммерческой составляющей, то рынок не насыщен, ключевые игроки не сформированы», – полагает господин Богданчиков. Рентабельность бизнеса по проектированию транспортных объектов, по его оценкам, составляет от 20-50%.
По словам Кирилла Иванова, у молодой начинающей фирмы есть возможность выжить только в качестве сателлита крупной строительной организации на разработке рабочей документации.
Специалисты, занимающиеся проектированием транспортных объектов, начинают перенимать западный опыт. «Теперь транспортные объекты начинают совмещать еще и коммерческую функцию», – отмечает Сергей Богданчиков.
«Возрастающая конкуренция вынуждает проектные организации обратиться к новым технологиям в проектировании, позволяющим значительно сократить сроки и достигать совершенно новых качественных уровней в этой области. Одной из самых обсуждаемых технологий в последние годы является технология BIM, – рассказывает Андрей Кулаженков, первый заместитель генерального директора ЗАО «РосГеоПроект». – И еще одна немаловажная тенденция – это комплексный подход в реализации проектов.
В выигрышном положении компании, которые владеют всей технологической цепочкой жизненного цикла объекта: с момента инженерных изысканий, проектирования и до ввода в эксплуатацию».
Кстати:
Согласно данным исследования «РБК», на сегодняшний день городу не хватает более 400 км объектов улично-дорожной сети. Наиболее приоритетными направлениями развития для Санкт-Петербурга являются, по мнению экспертного сообщества, линии легкорельсового транспорта на юге города, Красносельско-Калининская ветка метро, магистраль Западного скоростного диаметра, переправы через Неву и новые развязки на пригородных трассах.