Проектировщики в поиске новых дорог

Петербургский рынок проектирования транспортных объектов находится сегодня не в лучших кондициях. Городских заказов катастрофически не хватает, и проектировщики вынуждены искать работу на внешних рынках.

 

По оценкам специалистов, емкость петербургского рынка проектирования транспортных объектов составляет порядка 900 млн рублей в год.
Ведущими игроками этого рынка эксперты называют ЗАО «Институт «Строй­проект», ЗАО «Институт Гипро­строймост – Санкт-Петербург», ОАО «Трансмост», ГУП «Ленгипроинжпроект» и ЗАО «Петербург-Дорсервис», ОАО «Ленгипротранс».

Заказы буксуют

Кирилл Иванов, директор НП «Объе­динение «ДОРМОСТ», основной проблемой рынка считает отсутствие крупных инфраструктурных проектов как в регионе, так и в России в целом. «Закончены или заканчиваются крупные стройки АТЭС и Олимпиады, ЗСД – в стадии строительства, дорога Москва – Санкт-Петербург тоже уже в работе. В некоторых институтах уже начался процесс оптимизации персонала. Ну и конечно, спад проектирования тянет за собой спад объемов строи­тельства», – обрисовывает ситуацию на рынке господин Иванов.
По словам Андрея Мазко, генерального директора ЗАО «Институт городской инфраструктуры», количество городских заказов на проектирование транспортных объектов последние несколько лет не­уклонно снижается. «Так, основные тендеры КРТИ пройдут в августе, соответственно, начало работ придется на второе полугодие», – отмечает господин Мазко.
В пресс-службе КРТИ сообщили, что крупных контрактов на проектирование в этом году участникам рынка ждать не стоит.
Из-за сложной ситуации с городскими заказами последние несколько лет наблюдается тенденция ухода с рынка мелких игроков, констатирует Андрей Мазко.
Виталий Зенцов, директор ГУП «Лен­гипро­инжпроект», более позитивно смот­рит на состояние рынка и говорит, что проектные организации в целом работают аритмично. «С точки зрения количества заказов, в нашей компании изменения за последние несколько лет произошли незначительные», – говорит господин Зенцов.

Внешний интерес

По оценкам Андрея Мазко, проектные институты Петербурга сегодня загружены примерно на 50%. «В целом в Петербурге этот рынок находится не в лучшем своем состоянии, поэтому проектные институты активно выходят на внешние рынки и работают по заказам других регионов», – отмечает господин Мазко.
Кирилл Иванов добавляет, что петербургские проектировщики (за исключением ГУП «Ленгипроинжпроект») традиционно лишь до 15% были загружены городским заказом. Основными «работодателями», по его словам, являются Минтранс и ФДА, а также другие региональные заказчики. По его словам, местные институты пытаются работать на внешних рынках – как правило, в странах бывшего СССР: Эстония, Латвия, Литва, Туркмения, Абхазия, Азербайджан и др.

Новые игроки

Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, полагает, что рынок проектирования объектов транспортной инфраструктуры Петербурга готов вместить новых игроков, если речь не идет о ключевых государственных и городских проектах. «Если мы говорим о современных объектах с коммерческой составляющей, то рынок не насыщен, ключевые игроки не сформированы», – полагает господин Богданчиков. Рентабельность бизнеса по проектированию транспортных объектов, по его оценкам, составляет от 20-50%.
По словам Кирилла Иванова, у молодой начинающей фирмы есть возможность выжить только в качестве сателлита крупной строительной организации на разработке рабочей документации.
Специалисты, занимающиеся проектированием транспортных объектов, начинают перенимать западный опыт. «Теперь транспортные объекты начинают совмещать еще и коммерческую функцию», – отмечает Сергей Богданчиков.
«Возрастающая конкуренция вынуждает проектные организации обратиться к новым технологиям в проектировании, позволяющим значительно сократить сроки и достигать совершенно новых качественных уровней в этой области. Одной из самых обсуждаемых технологий в последние годы является технология BIM, – рассказывает Андрей Кулаженков, первый заместитель генерального директора ЗАО «РосГеоПроект». – И еще одна немаловажная тенденция – это комплексный подход в реализации проектов.
В выигрышном положении компании, которые владеют всей технологической цепочкой жизненного цикла объекта: с момента инженерных изысканий, проектирования и до ввода в эксплуатацию».

Кстати:

Согласно данным исследования «РБК», на сегодняшний день городу не хватает более 400 км объектов улично-дорожной сети. Наиболее приоритетными направлениями развития для Санкт-Петербурга являются, по мнению экспертного сообщества, линии легкорельсового транспорта на юге города, Красносельско-Калининская ветка метро, магистраль Западного скоростного диаметра, переправы через Неву и новые развязки на пригородных трассах.

рубрика: Проектирование
автор: Андрей Семериков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.