Юг завязывают в узел

Эксперты направили врио губернатора свои предложения по преобразованию транспортной системы на юге города. Профессионалы настаивают на присоединении к проекту транспортно-пересадочного узла при строящейся станции метро «Шушары» линии ЛРТ, необходимости перебазирования южного автокластера за пределы города и подключении хаба к федеральным трассам.

 

Широкое обсуждение перспектив транспортного узла с участием урбанистов, проектировщиков и архитекторов состоялось в рамках IV международной научно-практической конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Узел «Южный». Организатором конференции стали НП «Национальная гильдия градостроителей», СПбГАСУ и ООО «ЛабГрад» под эгидой правительства Санкт-Петербурга. Официальным информационным парт­нером выступили газета «Строительный Еженедельник» и портал «АСН-инфо».
По словам директора СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Юрия Бакея, в настоящее время Смольным принято решение о строительстве сети транспорт­но-пересадочных узлов (ТПУ) в городе. Всего их будет 67, и они классифицированы на три уровня сложности. И ТПУ «Южный», который стал предметом обсуждения экспертов, был признан одним из пяти приоритетных узлов для города. Сам узел стоимостью 1,2 млрд рублей предполагается построить на базе строящейся станции метро «Шушары» Фрун­зенско-Приморской линии на участке, ограниченном КАД, Софийской и Автозаводской ул. и территорией завода «Тойота».
Господин Бакей добавил, что сам концепт размещения здесь ТПУ связан с острой необходимостью разгрузить колпинское направление, которое сегодня уже «задыхается» от маятниковой миграции населения. «Колпино – сегодня одно из самых тупиковых направлений. Все попытки властей за последние годы с наскока решить здесь транспортную проблему ни к чему не привели. У нас нет четкого понимания, как комплексно «развязать» эту коллапсирующую территорию», – сказал эксперт. В целом эта локация – один из классических транспортных мешков, из которых уже сегодня не выбраться, соглашается начальник управления инженерного оборудования КГА Алексей Смирнов. По его словам, от транспортных проблем сегодня страдают все жители южных территорий, а с вводом жилых массивов в Шушарах проблема только усугубится. По расчетам экспертов, новый узел не только сможет «переварить» все колпинское и пушкинское направление, но и сможет забрать часть нагрузки с Рыбацкого.
По словам Алексея Смирнова, данная локация представляет собой уже сформировавшуюся промышленную зону, что существенно затрудняет возможности транспортного строительства. «Хотя пятно и свободно, оно плотно зажато существующей инфраструктурой. Там сформированы красные линии, которые практически не подлежат трансформации», – сказал чиновник. Кроме того, основной задачей при планировке ТПУ будет подключение к узлу трамвайной линии со стороны Колпино вдоль Софийской ул. Задача осложняется тем фактом, что проезд южнее завода «Тойота» забит сетями большого диаметра, вынести которые пока не представляется возможным – нет свободных земельных участков. А значит, и эстакаду или наземные пути для трамвая построить не получится. Еще одним важным моментом является возможность подключения к узлу продолжения Бухарестской ул. Как рассказал господин Смирнов, в свое время институт «Петербургские дороги» прорабатывал проект строительства путепровода в створе Бухарестской ул., однако дальше проекта дело не пошло. «Конечно, полноценный путепровод на шесть полос там уже не получится, в лучшем случае на две или четыре полосы. Но нужно решить вопрос, как Бухарестская «перескочит» КАД. Либо подниматься на высоту кольцевой, либо нырять под нее», – констатировал эксперт.
В свою очередь, начальник архитектурно-планировочного отдела ОАО «Лен­метрогипротранс» Дмитрий Бойцов отметил, что, к сожалению, к моменту принятия решения о строительстве ТПУ станция метро «Шушары» уже строилась, был готов и проект строительства Южного депо. Однако проектировщики оставили «резерв» для возможного подключения станции к другим видам транспорта. Так, Ленметрогипротранс все-таки предусмот­рел возможность выхода со станции на восток, где должны расположиться перехватывающие парковки и остановки общественного транспорта. Для этого на станции был предусмотрен эстакадный способ доступа на платформу (как на станции «Парнас» – прим. ред.), в рамках которого может быть осуществлен выход на обе стороны платформ. Сама станция будет представлять собой вытянутый вестибюль, что даст возможность пристыковать к нему посадочную платформу для ЛРТ. По словам эксперта, сейчас прорабатываются варианты, согласно которым линия ЛРТ и автобуса будет уходить на восток по проезду между депо трамвая и метро, который далее будет выходить на Автозаводскую и Софийскую ул.
Эксперты работали над концепцией развития транспортно-пересадочного узла в течение пяти дней. Итогом стал пакет предложений, который будет направлен лично врио губернатора города Георгию Полтавченко, рассказал генеральный директор ООО «ЛабГрад» Михаил Петрович. По его словам, эксперты сошлись на мнении, что крупные заводы в этой локации – «Тойота» и «Дженерал Моторс» – должны перебазироваться за пределы города и освободить близлежащие площади. Это не только даст возможность развивать транспорт, но и предоставит свободные пятна для более интересного, по мнению экспертов, использования участков – образования, технопарков, развития экономики знаний. Помимо этого, эксперты предложили задействовать Южное железнодорожное полукольцо (сейчас оно не используется для пассажирских перевозок) и довести его до аэропорта Пулково. Важным моментом, который отметили все эксперты, стало подключение южного узла к федеральным трассам – к железнодорожной магистрали на Москву и строящейся скоростной автотрассе Москва – Санкт-Петербург. По словам господина Петровича, этот шаг подразумевает создание первого в городе полноценного въездного терминала, совмещенного с деловым центром, чтобы люди имели возможность решать вопросы, не въезжая в город.

Кстати:

По планам Смольного, к 2018 году будет построено пять транспортно-пересадочных узлов. Это ТПУ «Пулково», «Парнас», «Балтийская», «Южный» и «Купчино». Общая стоимость строительства этих объектов составляет 14,9 млрд рублей.

рубрика: Развитие территорий
автор: Максим Шумов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.