Союз плитки и камня
В Петербурге начала работать первая в России Ассоциация производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства. Ее главная задача – разработать новые стандарты на данную продукцию и расширить рынок ее применения. Сегмент растет на 10-15% в год, и в этом году многие его игроки заявили о расширении производств.
Ассоциацию производителей вибропрессованных изделий учредили пять крупнейших игроков этого рынка: компании «Ленстройдеталь», «Лентехстром», «Полар Инвест», «Экспериментальный завод» и «Цемсис». Вместе они, по оценке директора компании «ФиннПанель» Вячеслава Засухина, производят в регионе более 80% продукции этого сегмента: камни мощения, бортовые камни, малые архитектурные формы и различные виды стеновых и перегородочных камней.
Как рассказал директор ассоциации (директор по развития проекта Hess компании «Ленстройдеталь») Юрий Костиков, главная цель ее создания – развитие и дальнейшее расширение рынка вибропрессованных изделий. «Ассоциация будет заниматься разработкой современных стандартов на выпускаемые изделия и новых правил их применения, повышением качества продукции. Будет проводить обучающие семинары и следить за строительством и эксплуатацией объектов», – сообщил он. В ближайших планах ассоциации до конца 2014 года – разработка стандарта на изделия для мощения. «Наш рынок живет по стандартам прошлого века. Они давно устарели и нуждаются в корректировке», – пояснил Юрий Костиков.
Рынок вибропрессованных изделий в Петербурге оценивается в 2 млрд рублей в год. Сегмент зародился в Петербурге при губернаторе Владимире Яковлеве, который начал активное мощение улиц. Тогда едва ли не единственным поставщиком плитки для городских нужд был завод «БиК». Это производство связывали с женой градоначальника Ириной Яковлевой, хотя официальных подтверждений этой версии не было и нет. После смены губернатора на рынок вибропрессованных изделий стали активно выходить другие игроки, и к 2009 году 50% этого рынка оказалось под контролем компании «Меликонполар». Но с запуском предприятия «Цемсис» лидеру пришлось потесниться: первый сократил свою долю до 26%, а «Цемсис» получил около 20%. С тех пор расстановка сил в сегменте практически не изменилась. Предложение формируют около 10 крупных игроков, которые в совокупности производят 285 тыс. куб. м вибропрессованных изделий в год. Основной спрос в сегменте создают частники (около 50% приходится на мощение загородных участков), а также строители дорог и многоквартирных домов.
«Сегмент растет на 10-15% в год. Появляются новые возможности применения изделий. Уже начали мостить плиткой аэродромы и вертолетные площадки, портовые территории, обочины и другие элементы проезжей части. Налаживаем выпуск специальных тактильных информационных плит для слабовидящих людей. В Москве их активно устанавливают на перекрестках. В Петербурге таких плит еще нет», – сообщил Юрий Костиков. По его словам, если сравнивать наш рынок вибропрессованных изделий с европейским, то мы находимся в начале пути.
Другие участники рынка (и ассоциации) говорят о перспективах сегмента. Исполнительный директор «Лентехстрома» Александр Хохлов рассказал, что на комбинате идет пусконаладка нового оборудования мощностью 90 тыс. кв. м плитки в месяц. Его запуск удвоит мощности предприятия. «Мы тоже строим новый цех и закупили импортное оборудование. В 2015 году увеличим выпуск продукции вдвое – до 75 тыс. кв. м плитки в месяц. Рыночная доля компании вырастет с 7 до 12%», – говорит генеральный директор «АртЛэнда» Дмитрий Тарасов.
Появляются на рынке и новые игроки. Генеральный директор «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев сообщил, что компания закупила оборудование мощностью 51 тыс. кв. м изделий в месяц и запустит его в конце года. «До 60% продукции будем потреблять сами. В новых жилых кварталах, которые мы строим, будет большой объем мощения», – сообщил он.
«Наши позиции стабильны: доля рынка – 10%. Мы планируем ее удержать, но наращивать смысла пока не видим. На рынке много небольших производителей, поскольку входной билет в этот бизнес раз в 10 дешевле по деньгам и по времени, чем в сегмент сборного ЖБИ. Но многие узлы загружены не полностью», – добавил директор по развитию и продажам Кировского ДСК Андрей Сухомлин.