Банкротства строителей: между партнерами и государством
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти ежедневно рассматриваются несколько десятков исков к строительным организациям, в том числе и об их банкротстве. Как отмечают эксперты, наибольшее количество судебных исков направляют друг другу сами игроки рынка.
По словам старшего юриста компании «Арбитр Северо-Запада» Сергея Лебедева, основные претензии истцов связаны с невыполнением ответчиком возложенных на него обязательств по подрядным работам или же, напротив, по неоплате их. «Таких тяжб в арбитражной практике порядка 70%. Однако сложности возникают в том, что иногда суду сложно оценить, действительно ли были проведены работы и как качественно. Поэтому назначается дополнительная экспертиза, которая удлиняет сроки судебного производства. Из судебных производств о несостоятельности в строительной сфере до реального банкротства компаний доходит только их десятая часть», – отмечает он.
Специалист добавляет, что компания-истец может банкротить ответчика только при соблюдении трех факторов. А именно при наличии у организации, с которой судится, долга в размере свыше 100 тыс. рублей, судебного решения о взыскании указанной задолженности, а также просрочки погашения данного долга более трех месяцев.
Эксперты отмечают, что вторые по распространенности банкротства строительных компаний связаны с невыполнением ими обязательств уже перед властями. Как правило, организации «горят» на работах по государственному или муниципальному заказу, не справившись с заданием. Кроме того, в последнее время сформировалась четкая тенденция банкротства строителей, работавших на олимпийских стройках.
Представители строительной отрасли признаются, что работа по госзаказам выгодная, но и достаточно рисковая. Дело в том, что при выполнении тендеров всегда есть вероятность задержки оплаты, недофинансирования, отмены конкурса. Отчего могут пострадать по цепочке все подрядные организации основного подрядчика, работающего с государством.
Между тем старший юрист компании «ЛигалСтудио» Олег Никифоров отмечает, что сейчас в строительном секторе банкротства распространены не больше, чем в других отраслях экономики, возможно, даже меньше, поскольку помимо денежных расчетов в этой отрасли широко распространен зачет стоимости переданного готового ликвидного имущества – квартир. «В 2013-м – начале 2014 года наблюдается кризис в строительной отрасли, «сжатие» рынка, однако к массовым негативным последствиям, громким банкротствам эти факторы пока не привели. Учитывая сложность процедуры банкротства застройщика и социальную значимость его деятельности, от применения в отношении него банкротных процедур стараются воздерживаться до последнего», – уверен эксперт.
Однако юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры» Александра Улезко добавляет, что, как правило, если сейчас компания финансово состоятельна и выполняет в срок свои обязательства перед кредиторами, никто не может гарантировать, что в будущем она не обанкротится. Банкротство может быть связано как с субъективными причинами – неэффективное управление, недобросовестные действия со стороны лиц, контролирующих компанию, – так и с объективными – неисполнение своих финансовых обязательств контрагентами, изменение ситуации на рынке и т. д. Поэтому, не имея доступа к внутренней документации должника, предусмотреть банкротство практически невозможно.
«Сегодня процедуры банкротства являются механизмом, который позволяет равномерно распределить имущество должника между всеми кредиторами пропорционально их требованиям. Банкротство не всегда является эффективной мерой взыскания долгов, но обычно позволяет кредиторам компенсировать по крайней мере часть задолженности», – уверена специалист.
Справка:
Для застройщиков жилья действуют специальные правила банкротства, позволяющие защищать права приобретателей жилья. В частности, для них предусмотрена отдельная очередь по общему правилу, независимая от остальных кредиторов. Кроме того, при банкротстве застройщика у дольщиков также есть возможность создать ЖСК и продолжать строительство.