Намывные перспективы
В Петербурге заявлены огромные проекты по созданию намывных территорий. Так, в Сестрорецке планируется намыть 510 га, а на Васильевском острове – 476 га. Эксперты отмечают, что в условиях дефицита земли в ликвидных локациях интерес к таким участкам будет сохраняться.
Петербург расположен на берегу Финского залива и имеет большой потенциал создания намывных территорий. Такие земли могут быть вовлечены в оборот и использоваться как участки для строительства недвижимости высокого класса с хорошими видовыми характеристиками.
Участники рынка отмечают, что намывы не являются для Петербурга новым и неизведанным форматом. «Некоторые районы современного Петербурга были реализованы на намыве, например район станции метро «Приморская» на Васильевском острове, южная часть Приморского района, территория в районе ул. Маршала Казакова», – говорит Альберт Харченко, генеральный директор East Real.
На текущий момент в городе заявлено два крупнейших проекта: «Новый берег», предусматривающий намыв 510 га в районе Лисьего Носа, которым занимается ООО «Северо-Запад Инвест»? и «Морской фасад» – намыв 476 га в западной части Васильевского острова, который находится в процессе реализации.
«На сегодняшний день в «Морском фасаде» намыто порядка 170 га, реализован «Морской порт Санкт-Петербурга», полным ходом идет подготовка к строительству части ЗСД (стоят опоры) и строится жилой проект «Гавань капитанов» от компании «Лидер Групп», – перечисляет господин Харченко. – Суммарно девелоперами заявлено о реализации 5 млн кв. м жилья: 3,5 млн кв. м – в проекте «Новый берег» и 1,5 млн кв. м – в «Морском фасаде». Но важно провести границу: если «Морской фасад» несет в себе инфраструктурные функции – строительство порта и ЗСД, то «Новый берег» заявлен как крупнейший жилой проект – «город в городе».
Проект намыва в Сестрорецке, по словам Алексея Гулевского, руководителя отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, буксует после отказа городских властей возводить инженерные сети в новом районе за счет бюджета. «На Васильевском острове проблема подключения к сетям, кажется, наконец решена. Известно, что компании, застраивающие намывные территории («Терра Нова», «Лидер Групп», «Ренессанс Констракшн» и Seven Suns Development), заключили договоры с ГУП «Водоканал» и «Теплосеть Санкт-Петербурга» на строительство инженерных сетей. К 2016 году монополисты обязались построить на намыве инженерные сети холодного водоснабжения, теплообеспечения и канализации. Стоимость работ составит 5 млрд рублей», – рассказывает Алексей Гулевский.
Участники рынка считают, что обозначенными проектами намывы в Петербурге в будущем не ограничатся, так как дефицит свободных участков под строительство порождает спрос на такие земли.
«Намывные территории могут появиться в прибрежных районах города: Василеостровском, Петроградском, Приморском, Курортном и Красносельском. Однако, в связи со сложностью создания подобных зон их строительство значительно растянуто во времени», – говорит Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St Petersburg.
Кстати:
Практика намывов появилась в Петербурге еще в советские времена. В качестве примера эксперты приводят район ул. Маршала Казакова, западную часть Васильевского острова (район станции метро «Приморская»), южную часть Приморского района (Лахтинский пр., Приморский пр., южная часть ул. Савушкина). Данные территории были намыты в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
Проекты комплексного освоения намывных территорий уже реализованы во многих странах. Лидерами в этом направлении, по словам Кирилла Акиньшина, руководителя отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации c CBRE, являются Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты (остров Palm Jumeirah), Япония (где почти треть всех морских берегов – намывные).
«Международный опыт – огромный. Но не стоит забывать о том, что он не только положительный. Например, международный аэропорт Кансай – второй по величине в Японии, расположенный на искусственном острове (юго-западнее Токио), погружается в море со скоростью около 30 см в год», – предостерегает господин Акиньшин.
Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St Petersburg, говорит, что нам необходимо учитывать зарубежный опыт строительства подобных объектов и применять его, адаптируя к местным реалиям.