Пространство для малого бизнеса

Отсутствие успешных примеров действующих общественных пространств в городе вынуждает бизнес очень осторожно подходить к участию в таких проектах. Высокие риски и отсутствие высокомаржинального функционала только подкрепляют эти сомнения, говорят эксперты.

 

В последнее время все больше общественных проектов интегрируются с коммерческой функцией, и в таких случаях они могут быть интересны инвесторам, считает директор по маркетингу Plaza Lotus Group Алена Мургина. Однако, по ее словам, пока не известно ни одного подобного проекта, который можно было бы рассмотреть как пример инвестиционной эффективности: «Ткачи», галерея Риззорди пока не подошли даже к точке выхода в ноль. Новая Голландия – на старте запуска. «На наш взгляд, всем проектам, реализуемым нашими девелоперами, не хватает инноваций, а классическая схема «привлечем креативный кластер – и к нам все потянутся» без грамотного продвижения, подчеркивающего полезность пространства для горожан, очевидно, работает плохо», – констатирует госпожа Мургина. С ней согласна управляющий директор департамента управления активами NAI Becar Ольга Шарыгина: «Бизнес-структуры нацелены прежде всего на высокомаржинальные проекты, к которым относится жилье и реализация коммерческих объектов. Если девелоперу достается объект, редевелопмент которого невозможен, тогда на объекте создаются лофт-пространства, но обычно такие объекты не очень интересны бизнесу».
Ситуации с Новой Голландией и Апраксиным Двором показали, что реконструкция столь крупных объектов, еще и находящихся под охраной КГИОП и потому имеющих множество ограничений, – это очень сложный и дорогостоящий процесс, поэтому реализация здесь малобюджетной креативной индустрии как основной составляющей не оправдывает себя, добавляет директор ГК «Арт-фасад» Илья Тюкин.
В целом эксперты отмечают, что общественные пространства – это зона действия скорее малого бизнеса, крупные девелоперы могут «отбивать» инвестиции только на арендных ставках, в случае если проходимость зоны хорошая и объекты пользуются спросом.
По словам эксперта Центра независимых социологических исследований Олега Паченкова, участие в проектах общественных пространств выгодно малому бизнесу. «Это доказал пример Копенгагена. В 1960-х и 1970-х они стали делать в центре города пешеходные улицы. Бизнесу в отсутствии автопотока предрекали скорую смерть, но произошло ровно обратное. Сегод­ня пешеходные зоны в центре Копенгагена – это самые дорогие территории для коммерческой аренды», – рассказал господин Паченков. Такую же тенденцию можно отметить на Таймс-Сквер в Нью-Йорке и Малой Садовой в Петербурге.

Мнение:

Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад»:
– Более эффективно проекты общественных пространств действуют при заметной доле коммерциализации: привлечении туда на льготных условиях аренды малого бизнеса, приглашении к сотрудничеству сетевых арендаторов: точек проката, общественного питания, обучающих площадок и пр. Это, кстати, как раз укладывается в программу по поддержке малого бизнеса, которая пока носит больше декларационный характер.

рубрика: Рекреационные зоны
автор: Михаил Немировский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.