Три пути для легкорельса
Совет по инвестициям при губернаторе Петербурга одобрил проекты трех линий легкорельсового транспорта в Петербурге общей стоимостью 35,4 млрд рублей. Конкурс на право строительства первой линии до аэропорта Пулково может пройти уже до конца года.
На совете были представлены проекты трех линии «легкорельса»: Кировский завод – «Балтийская жемчужина», Рыбацкое – Колпино и Пулково – Купчино. Последний проект оказался самым дорогим – инвестиции в строительство линии оцениваются в 16,5 млрд рублей. Протяженность маршрута составит 11,2 км, на нем предполагается семь остановок. Прогнозируемый ежегодный пассажиропоток составит 15 млн поездок в год в обоих направлениях, время поездки составит 20 минут. Трамвай пройдет по Шереметьевской ул., 5-му Предпортовому проезду, а также новой развязке Пулковского шоссе и Дунайского пр. Как рассказала на совете председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк, КГА уже сформировал список земельных участков, по которым пройдет трасса, сейчас идет корректировка проекта (ранее предполагалось, что линия пройдет от аэропорта до Московского вокзала – прим. ред.). Линия от Кировского завода до жилого комплекса «Балтийская жемчужина» длиной 13 км будет стоить 9,356 млрд рублей. Здесь ожидается самое большое количество остановок – 25, пассажиропоток достигнет 9,2 млн человек в год. Стартует линия от пр. Героев, пройдет по Петергофскому шоссе и пр. Стачек. В настоящий момент идет разработка проектно-сметной документации. Инвестиции в строительство 13,5-километровой линии Рыбацкое – Колпино с 16 станциями составят 9,624 млрд рублей. Ежегодный объем перевозок – 12 млн пассажиров. Трасса должна быть учтена в проектно-сметной документации по реконструкции Петрозаводского шоссе, которая разрабатывается по заказу СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства».
Ждать ответ от РЖД
Впрочем, с этой линией пока не все гладко. Как рассказал председатель Комитета по транспорту Александр Воробьев, на сегодняшний день сформировать проект окончательно невозможно, поскольку «у нас нет ответа на вопрос, в каком виде будет организовано тактовое движение железнодорожного транспорта на участке Колпино – Санкт-Петербург». Если оно все же будет организовано, то сам проект ЛРТ здесь принимает абсолютно другой вид по своим техническим параметрам. Как рассказал чиновник, в сентябре от РЖД Смольный должен получить конкретную информацию о будущем тактового движения, это даст возможность окончательно утвердить техническое задание на проектирование. «Кроме того, на мой взгляд и взгляд многих экспертов, проектирование этих линий нужно отдать на откуп инвестору, потому что наши проектные решения могут не совпадать с теми технологиями, которыми бизнес располагает», – добавил господин Воробьев.
По словам госпожи Бабюк, линии планируется проложить по схеме ГЧП в форме концессии. При этом город обязуется передать инвестору готовые земельные участки и вынести инженерные сети, препятствующие строительству ЛРТ, а также всю проектно-сметную документацию. Инвестор должен за свой счет построить линию «легкорельса» и, закупив подвижной состав, содержать данное имущество и осуществлять сбор средств с пассажиров. Эксплуатировать линии инвестор будет 20 лет, чтобы вернуть вложения, после чего передаст в собственность Петербурга. Как ожидается, окупаемость проектов составит 15-16 лет. При этом Смольный обещает компенсировать часть затрат на перевозки, чтобы обеспечить стоимость проезда на уровне 30-50 рублей.
Инвесторы в очереди
Как рассказала госпожа Бабюк, ряд компаний уже готовы поучаствовать в конкурсе на право заключить договор концессии. Потенциальными инвесторами являются Сбербанк РФ, ВТБ, консорциум крупных итальянских строительных компаний, испанская Acciona Ingenieria, концерн Siemens, FAR EAST & PACIFIC I INVESTMENTS, а также Китайская государственная железнодорожная строительная корпорация, Китайская государственная инженерно-строительная корпорация и Китайская государственная корпорация гражданского строительства. Инвесторы из Поднебесной заинтересованы в строительстве только одной линии, которая подвезет жителей к «Балтийской жемчужине».
Отдельно на заседании была поднята проблема сроков строительства. По словам главы Комитета по инвестициям, на подготовку конкурсной документации комитету понадобится 4-5 месяцев. При этом само строительство займет от двух лет в случае с линией к «Балтийской жемчужине» до трех лет (Пулково – Купчино и Рыбацкое – Колпино). В свою очередь, врио губернатора Георгий Полтавченко подсчитал, что при таком раскладе город рискует не уложиться к проведению ЧМ-2018 по футболу. Господин Полтавченко поручил Комитету по инвестициям «работать усерднее» и уложиться с подготовкой документов до конца года, основной упор врио губернатора попросил сделать на линию до аэропорта.