Доступ к данным

В России насчитывается десяток профессиональных справочных систем, и этот рынок крайне конкурентен. Впрочем, далеко не всем базам следует доверять, предостерегают эксперты.

 

Начальник сектора пресс-службы департамента маркетинга в консорциуме «Кодекс» Лариса Еремицкая отмечает, что сегодня в России насчитывается десяток баз, несущих в себе нормативно-правовую или нормативно-техническую документацию. Крупнейшие из них содержат и то, и другое. В этом случае речь уже идет не о базах как таковых, а о профессиональных справочных системах, поясняет эксперт. Помимо нормативно-правовой и нормативно-технической информации они дополнены различными сервисами и услугами. Это высокоэффективный инструмент для профессионалов различных отраслей экономики, говорит Лариса Еремицкая.
В копании «Кодекс» рассказывают, что профессиональные справочные системы можно разделить на несколько групп. По типу контента – нормативно-правовые или нормативно-технические, по отраслям экономики – для строительной отрасли, НГК, машиностроения и т. д., по профессиональной деятельности – юристы, бухгалтеры, экологи, охрана труда, промышленная безопасность и прочие, по условиям доступа – платные или бесплатные, по вариантам использования – онлайн/офлайн/смешанные.
Эксперт аналитической группы информационного агентства «Крединформ» Антон Щербаков рассказывает, что основным источником получения информации для включения ее в информационные базы системы являются органы власти и управления на основании договоров об информационном обмене, официальные источники публикации, СМИ, сотрудники органов власти и управления на основе личных контактов. Информация в государственные справочно-правовые системы поступает на основе распоряжений и других постановлений опциальных органов государственной и муниципальной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
     
Насыщенность рынка

По словам Ларисы Еремицкой, на рынке нормативно-правовой информации лидируют «КонсультантПлюс», «Кодекс» и «Га­­рант». Список могут продолжить «Глав­бух», «Право.ру». «Если же речь идет о профессиональных справочных системах с акцентом на нормативно-техническую и технологическую информацию, то «Техэксперт» здесь крупнейшая, лидирующая с большим отрывом система. Справочная система «Техэксперт» покрывает потребности специалистов разных уровней в нормативно-технической, нормативно-правовой и справочной информации. База содержит 12 млн документов и позволяет оперативно отслеживать изменения в интересующих документах, облегчает работу с ними, позволяют осуществлять интеграцию с другими системами и приложениями (например, с системами электронного документооборота, САПР, НСИ, ERP и т. д.), уточняют в компании.
Также среди нормативно-технических баз выделяют такие крупные, как «Технорматив», «Технорма», NormaCS, «Стройконсультант», «Форум-Медиа» и др.
Антон Щербаков констатирует, что рынок справочно-правовых систем (СПС) в России в настоящее время хорошо развит и является достаточно устоявшимся с высокой степенью конкуренции. Предложить что-то новое и потеснить основных игроков, по его мнению, очень сложно. По этой причине расширение представленности СПС происходит в узких специализированных областях профессиональной деятельности, где получать актуальную информацию наиболее ценно для определенного круга клиентов.
«Российский рынок информационно-правовых услуг более чем насыщен, а баталии продавцов профессиональных справочных систем уже давно стали предметом шуток со стороны потенциальных покупателей. Часто бывает так, что после регистрации новой компании первый звонок, который получает ее руководитель, – это звонок от продавца одной из электронных систем. Кстати, во многих компаниях используются по две или три системы одновременно. Это реалии современного бизнеса. И как в любом другом бизнесе, есть здесь свои средства борьбы за выживание, которые у игроков IT-рынка очень разнятся», – рассказывает Лариса Еремицкая.
Госпожа Еремицкая отмечает, что сегодня все чаще появляются специальные интернет-сайты, где крайне субъективно описываются «преимущества» и «недостатки» той или иной системы. «Так слабые пытаются вытеснить более сильных конкурентов», – полагает эксперт.

Конкурентные преимущества

Господин Щербаков рассказывает, что изначально правовые базы распространялись преимущественно в офлайн-режиме – на носителях информации (компакт-дисках), затем, с развитием Интернета, пользователи смоли получить доступ к базам данных, обновляемым в онлайн-режиме, что в свете постоянно меняющегося законодательства является основным конкурентным преимуществом. «Удобство интерфейса, его интуитивная понятность и простота запроса, степень охвата законодательства – на этом существующие системы сегодня стремятся конкурировать между собой и отличаться друг от друга», – говорит господин Щербаков. Кроме того, комментарии внутри документа к статьям, их толкование в юридическом смысле и правоприменительной практике, специальная литература и другие полезные сервисы, необходимые, к примеру, для бухгалтеров, выгодно отличают ту или иную систему.
Юрист практики по недвижимости и ин­вес­ти­циям «Качкин и партнеры» Анд­рей Кулаков полагает, что базы могут конкурировать за счет более эффективных механизмов поиска и обработки информации, более выгодной подачи информации, например сведения больших массивов информации в удобные таблицы или отображения монотонного административного регламента по предоставлению какой-либо государственной услуги в красочную блок-схему. Кроме того, довольно перспективной представляется конкуренция СПС в сегменте мобильных устройств и облачных сервисов. Также приятно порой при решении конкретной задачи встретить подборку судебной практики по проблеме или перечень основных рисков при построении сделки.
Лариса Еремицкая отмечает, что есть огромное количество критериев, на которые ориентируются пользователи, выбирая ту или иную профессиональную справочную систему. Системы ориентированы на разные отрасли экономики, различаются по направленности контента, условиям доступа к нему и вариантом использования. К тому же чем богаче система снабжена упрощающими работу с ней сервисами и услугами, тем большего внимания она заслуживает. Однако решающую роль здесь играют объем общего фонда документов, частота его обновления (актуализация), достоверность, многообразие, доступность информации и т. п.

Кому не доверять

Лариса Еремицкая напоминает о «бесплатном сыре из мышеловки». Западней, по ее словам, может оказаться, например, бесплатная база документов из Интернета. В результате нехитрого поиска браузер, как правило, выдает целый список документов, предоставленных для бесплатного скачивания. Однако гарантия того, что скачанный документ актуален и достоверен, в этом случае близка к нулю.
«Не стоит доверять и системам, распространители которых не могут представить вам документы, гарантирующие достоверность контента. У таких компаний, как правило, не существует заключенных договоров с официальными источниками – правообладателями нормативных документов. В итоге эти электронные системы (иногда просто базы данных) имеют эффект мины замедленного действия: любые изменения в документах не отслеживаются, а базы не имеют оперативного обновления. Кстати, бывают случаи, когда некоторые системы просто симулировали ежедневное обновление баз, усыпляя бдительность пользователей», – предостерегает госпожа Еремицкая. Андрей Кулаков отмечает, что практически все распространители справочно-правовых систем предоставляют пробный период, в течение которого можно убедиться, подойдет ли пользователю именно данная система. Единственным минусом такой пробы будут навязчивые звонки менеджера по продажам с настойчивыми предложениями купить систему и миллионом подготовленных заранее аргументов, почему их система лучше, чем система конкурентов.

Плата за вход

Антон Щербаков отмечает, что справочно-правовые системы условно делятся на коммерческие и некоммерческие (государственные) СПС. Основное отличие – получение расширенного доступа ко всей базе данных. В первом случае на платной основе, во втором – преимущественно на бесплатной, ограниченной ведомственной специализацией (государственные служащие, как правило, имеют расширенный доступ к разрабатываемым на бюджетные средства СПС).
Среди коммерческих продуктов эксперт выделяет «большую тройку» самых распространенных справочно-правовых систем: «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». По его словам, также хорошо зарекомендовали себя «Референт», «Право.ру», «ПАРАГРАФ», «Техэксперт».
Среди некоммерческих можно выделить следующие. Информационно-правовая система «Законодательство России», которая является элементом государственной системы правовой информации, созданной в рамках реализации государственной политики в области правовой информатизации России. Научный центр правовой информации Минюста России, который представляет собой фонд, основанный на архиве Министерства юстиции РФ, содержащий более 350 тыс. документов с 1917 года. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) при Госдуме РФ. «РосПравосудие» – система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. Содержит 40 млн судебных актов.
Антон Кулаков добавляет, что многие базы предоставляют бесплатный доступ к основным документам, таким как кодексы и некоторые другие федеральные законы. Также некоторые системы (в частности, «Консультант») предоставляют бесплатный усеченный доступ по будням после рабочего времени и по выходным. Кроме того, «Гарант» и «Консультант» выдают ограниченные версии системы на CD-накопителях студентам юридических специальностей во многих вузах.

Мнение:

Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX:
– Конкуренция между базами идет за доступ к новейшим документам, клиенты также обращают внимание на интерфейс и оперативность. В «Консуль­танте» больше юридической и налоговой информации, «Гарант» старается действовать более оперативно и следит за горячими, если так можно сказать, новостями. Дальше – это вопрос вкуса, в принципе, и там, и там есть все необходимые данные. Доверять не стоит тем базам, которые вам продают неизвестные компании без лицензий по низкой цене. Понятно, что поддержка базы в хорошем состоянии требует больших средств, и любой демпинг здесь должен настораживать.

Дмитрий Шевченко, руководитель юридического департамента Ланта-Банка:
– Пожалуй, самой удобной системой остается «КонсультантПлюс». Есть еще «Гарант», но мне он не очень удобен в использовании из-за сложности интерфейса. Есть и другие системы, но они не пользуются большой популярностью либо из-за своей закрытости, либо по причине узкой специализации.

рубрика: Базы данных
автор: Кристина Наумова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.