Точки привлечения

В июле текущего года в Ленобласти был принят закон о господдержке создания и развития индустриальных парков в регионе. Он направлен на поддержку девелоперов и управляющих компаний. Отмечая позитивный характер нового закона, эксперты говорят о необходимости мер, стимулирующих заполнение парков.

 

Законом «О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области» предложены налоговые льготы и льготная ставка на арендную плату за землю для девелоперов индустриальных парков. Льготы аналогичны существующим в регионе преференциям для инвесторов: ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а ставка по налогу на имущество – до 0%. Льготы будут предоставляться сроком на четыре года, при этом в течение шести лет с момента присвоения статуса индустриального парка организация сможет сама выбрать четырехлетний период для получения льгот.
Закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Не за бюджетные средства

Принятия закона ожидали давно. Губернатор Ленинградской области Алек­сандр Дрозденко неоднократно высказывал мнение, что усилия правительства должны быть направлены на предоставление налоговых льгот, а не на вливание прямых бюджетных инвестиций, как, например, это делают в Калужской области.
«Областной закон о поддержке индустриальных парков – один из необходимых нам законов поддержки бизнеса, который мы намечали принять с приходом новой команды правительства в 2012 году. Он направлен на создание зон эффективного налогообложения компаний, которые будут инвестировать в Ленин­градскую область. Закон получился достаточно гибким и учитывает как активно развивающиеся районы региона, так и депрессивные, – считает Александр Дроз­денко. – Мы делаем ставку на предоставление налоговых льгот. Срок возврата бюджетных инвестиций очень долог. Бюд­жетное финансирование предполагается только в трех создаваемых индустриальных парках».
Принятый закон предусматривает введение льготного режима для потенциальных инвесторов в строительство индустриальных парков. Эксперты отмечают основной недостаток закона – отсутствие в документе льгот для будущих резидентов индустриальных парков.
«К масштабному развитию индустриальных парков принятие нового закона в регионе он вряд ли приведет. Он действует на потенциальных резидентов достаточно опосредовано, только за счет большей финансовой стабильности управляющих компаний», – считает исполнительный директор Tellus Group Мария Хомич.
«Частные парки Ленобласти вряд ли способны оперировать ценой земли как конкурентным преимуществом даже после принятия данного закона, – уверена Светлана Березина, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. – В то же время у региона есть немало других конкурентных преимуществ: хороший доступ к транспортно-логистическим узлам, близость к рынку сбыта, доступ к портам».
По мнению вице-губернатора Ленин­град­ской области Дмитрия Ялова, положения данного нормативного акта стимулируют крупных инвесторов вкладывать средства непосредственно в развитие инфраструктуры будущих индустриальных парков – строить дороги, тянуть инженерные сети и т. д. И главное, законом утверждено отсутствующее до сих пор понятие статуса индустриального парка с четким определением предъявляемых к объекту критериев. Что же касается дополнительных льгот для резидентов индустриальных парков, то, по мнению вице-губернатора, в них нет необходимости, так как для поддержки инвесторов в регионе уже действует закон № 113-оз от 29 декабря 2012 года «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области». Этим законом могут воспользоваться инвесторы, размещающие свои производственные мощности как в индустриальных парках, так и на участках, не оформленных в виде парка.

Определили суть

Новый закон ликвидировал пробелы в законодательстве, касающиеся определения индустриального парка. В нем определено понятие «индустриальный парк» и другие базовые понятия (управляющая компания (УК), объекты имущественного комплекса, виды деятельности УК и др.). Вместе с тем в документе не разграничиваются виды деятельности отдельно для УК или девелоперов.
Это достигается путем указания на основное требование, предъявляемое к УК, – наличие программы развития парка, обязательными условиями которой являются создание объектов инфраструктуры и недвижимости, расположенных на территории парка. В соответствии с законом наличие статуса управляющей компании и реализация программы позволяют воспользоваться мерами господдержки, а также заинтересовать арендатора земельного участка не только создавать объекты имущественного комплекса, но и управлять ими путем предоставления льготы по налогу на прибыль организаций.

Мнение:

Дмитрий Ялов, вице-губернатор Ленинградской области:
– В условиях дефицита готовых промышленных площадок в регионе такой закон, безусловно, необходим. Предлагаемые нами меры поддержки в виде налоговых льгот и сниженной арендной ставки позволят стимулировать организации для создания индустриальных парков, обеспеченных инфраструктурой, на территории региона.

Михаил Тюнин, руководитель отдела складской, индустриальной недвижимости и земли Knight Frank St Petersburg:
– Что хорошего: наконец-то есть законное определение понятия «индустриальный парк». Естественно, развитие правового поля будет способствовать и развитию самих парков. То, что раньше называлось просто «территорией», теперь является парком. Достаточно ли этих мер для поддержки отрасли – вопрос спорный. Налоговые и арендные льготы – хорошо. Но закон направлен на развитие именно управляющих компаний, а привлечению резидентов внимания уделено мало.

Максим Соболев, директор по коммерческой недвижимости компании «ЮИТ Лентек»:
– Важно, что закон вводит индустриальные парки в законодательное поле Ленинградской области, и уже только ради этого следовало бы его принять. Пред­усмат­риваемые льготы позволят немного улучшить экономику проектов.
Стимулировать развитие индустриальных парков могло бы формирование механизмов, позволяющих привлекать «длинные» деньги в проект. Окупаемость парка – более 10 лет. Вовлечение пенсионных денег в проекты ГЧП по созданию индустриальных парков могло бы стимулировать отрасль. Проблема отрасли сейчас состоит не в том, что парков нет. Парки есть, но они заполнены в лучшем случае наполовину. Таким образом, необходимы меры, стимулирующие заполнение существующих парков.

Мария Хомич, исполнительный директор Tellus Group:
– Закон содержит перечень требований, предъявляемых к индустриальному парку и управляющей компании индустриального парка, процедуру и условия присвоения статуса ИП. В этом отношении он проработан тщательнее предыдущего аналогичного закона, принятого в 2011 году.
Наиболее интересен закон с точки зрения предоставления льгот по налогу на имущество, в большей степени УК – собственникам не только инфраструктуры, но и объектов капитального строительства в индустриальном парке. Причем ввиду короткого срока льготирования (четыре года) объекты имущественного комплекса парка должны находиться в завершающей стадии строительства на момент получения статуса парка.

Справка:

Открытие первых двух государственных парков планируется в Ленобласти в 2016 году. Се­ве­ро-Западный нано­техно­ло­ги­чес­кий центр (нанопарк) откроют в Гатчине, индустриальный парк «Пи­ка­ле­во» – в одноименном городе.
Предполагается, что в нанопарке будет 37 резидентов с общим числом высокопроизводительных рабочих мест около 1,5 тыс. В «Пика­лево» 21 резидент создаст более 300 рабочих мест.
Согласно данным Ассоциации ин­дус­триальных парков (АИП), Ленин­­градская область в настоящее время является лидером среди всех регионов РФ по количеству уже созданных и находящихся в разных стадиях разработки парков. Всего в регионе 15 действующих и проектируемых индустриальных парков.

рубрика: Инвестиции
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.