Свежий взгляд на конкурсной основе
Конкурсные процедуры уже давно стали привычными на строительном рынке города как в сфере госзаказа, так и при реализации проектов с частным капиталом. Однако архитектурные конкурсы все еще редкость для петербургского девелопмента.
Архитектура – один из основных элементов, который влияет на качество объекта недвижимости. Дело не только в «красивом фасаде», но и в эргономике здания, и в эффективности планировочных решений.
Поэтому нередко именно конкурсные процедуры способны дать возможность заказчику выбрать оптимальный проект.
Илья Тюкин, директор ГК «Арт-Фасад», отмечает, что существуют значительные различия в подходе к проведению конкурсов в России и на Западе. «У нас это в большинстве случаев конкурс инвестиций, где архитектура рассматривается в качестве одной из составляющих. То есть победителем является больший бюджет. При этом, как показывает практика, в ходе реализации таких проектов концепция может меняться, и не исключено, что итог несопоставим с конкурсной заявкой. Можно также отметить, что сам фактор бюджета не всегда гарантирует качество. Утрируя, конечно, но можно предположить, что дом с золотым фасадом потребует большого бюджета, а качества проекту в целом и его эффективности для города этот материал не добавит», – поясняет он.
На Западе есть и конкурс инвестиций, но при этом существует широкая практика конкурсов, основанных на качественных параметрах. Выигрывает тот, кто создает более привлекательные условия для города. Например, победителя могут определять исходя из параметра финальной цены объекта недвижимости для потребителя, то есть в этом случае заказчик ориентирован на создание доступного жилья или офисов. «При выборе функций и градостроительно-архитектурных решений проектов мы также практически не пользуемся «мультипликаторами» – показателями косвенного влияния проектов на город с точки зрения создания рабочих мест, эффективности использования участка, социального климата, безопасности и пр.»,– добавляет господин Тюкин.
Он вспоминает, что в Барселоне были удачные примеры конкурсов на основе оценки архитектурной концепции приспособления памятников под современные функции. Качество адаптации и вновь создаваемой архитектуры являлось определяющим фактором.
Илиас Штокман, архитектор О2 Development, продолжает: «В плане выбора победителя и распределения призовых мест действуют два основных принципа, которые одинаково применяются как в западной практике, так и в российской. В первую очередь оценивается соответствие проекта поставленному заданию, во вторую – визуально-эстетическая составляющая. Часто решающим является мнение заказчика».
Одним из самых ярких отличий в работе западных и отечественных архитекторов является отношение к контексту, историко-культурному наследию существующей застройки, что особенно остро чувствуется на примере нашего города, Санкт-Петербурга. Местные архитекторы демонстрируют в своих работах преемственность и глубокое уважение к архитектурным традициям города, с одной стороны, сохраняя таким образом его облик практически неизменным, но, с другой, превращая современный, живой город в заповедник.
Над приглашенными же архитекторами не так довлеет бремя традиций, а многие просто не считают необходимым вписывать новые здания в окружающую среду, «буквально» копируя стиль старых мастеров. В результате работы последних нередко оказываются очень необычными и интересными, часто опережающими свое время. Такие проекты либо производят положительный эффект, либо вызывают непонимание и общественное неодобрение.
Дмитрий Котровский, вице-президент, управляющий партнер девелоперской компании «Химки Групп», подсчитал, что в настоящий момент на профессиональных архитектурных порталах официально заявлены порядка 100 различных конкурсов, так или иначе связанных с архитектурой, градостроительством, развитием территорий либо созданием архитектурных форм.
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, считает, что технология проведения архитектурных конкурсов в России развита значительно слабее, чем на Западе. «Как правило, такие мероприятия проводят только коммерческие организации для частных объектов. В нашей стране не предусмотрены призы за победу в конкурсе, поэтому, фактически, компании ведут борьбу только за выдачу контракта», – говорит господин Богданов.
Стоимость проведения архитектурного конкурса может быть разной в зависимости от статуса судей и уровня СМИ, которые его освещают. Она может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Проведение грамотно спланированного, хорошо освещенного конкурса высокого уровня может стоить около 2 млн рублей и более.
Мнение:
Вера Сецкая, президент компании GVA Sawyer:
– Следует понимать разницу между архитектурным конкурсом и архитектурным тендером. В первом случае устроители хотят получить видение архитекторами проекта, являющегося предметом конкурса, поэтому участникам оплачивается некоторая сумма за эскизные разработки по проекту, во втором случае оценивается прошлый опыт и компетенции компаний-участников, рассматривается существующее портфолио.