Работа в тандеме
За последние пять лет девелоперы стали проводить архитектурные конкурсы гораздо чаще. Активнее стали привлекать иностранных архитекторов. Но из амбициозных проектов, к участию в которых приглашались мэтры архитектуры, ни один не состоялся.
В частности, привлекались архитекторы Курокава, Мосс, Перро, Уилкинсон, архитектурные бюро WORKac, MVRDV. Но сотрудничество не задалось.
Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский мыс», поясняет: «От Европы мы отличаемся тем, что нам нужны не просто архитекторы, способные реализовать тот или иной проект, а архитекторы, которые могут пролезть через дебри наших законов и норм. Как ни печально, очень многие специалисты становятся просто проводниками по этим дебрям и теряют свою творческую составляющую в процессе длительных согласований. Это приводит к тому, что в выигрыше остается не более творческая личность, а тот человек, который может разобраться в череде меняющихся законов и норм. Поэтому современных объектов с концепцией, разработанной совместно российскими и международными специалистами, в Петербурге очень мало. Не все идеи иностранных архитекторов можно адаптировать под российские реалии».
Отчасти это обусловлено сложными согласовательными барьерами и действующими строительными нормами и правилами. На согласования (в случае если они вообще возможны) уходит до 70% времени реализации проекта. В пересчете на время это могут быть годы, что автоматически делает проект невыгодным для девелопера.
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, говорит: «На мой взгляд, самая эффективная конфигурация – это партнерство российских и западных архитекторов. Представитель российского рынка знает наш менталитет, который, безусловно, отличается от западного, знаком с особенности российского потребителя, законодательными ограничениями и доступностью строительных материалов на российском рынке. При этом зарубежный опыт для архитектора также необходим. Переняв западные технологии, адаптировав их под российскую действительность, можно создавать новый и очень качественный продукт».
У российских архитекторов пока недостаточно опыта реализации современных объектов, они не обладают знаниями технологий, которые используются в мире, считают эксперты. «Например, до сих пор сложно найти отечественных специалистов, которые умели бы строить без колонн. Затраты на современную архитектуру однозначно окупаются, западные архитекторы также могут подсказать заказчику, как сэкономить на различных архитектурных и инженерных решениях, увеличить количество полезной и эксплуатируемой площади», – рассуждает Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa, инвестор БЦ Eightedges.
Вера Сецкая, президент компании GVA Sawyer, заключает, что в последние годы сформировалась положительная практика сотрудничества иностранных и российских архитекторов: «Иногда это творческий союз двух компаний; часто это иностранные компании, создавшие в России офисы, в которых работают российские специалисты. Например, компании Aedas (теперь AHR)».
Мнение:
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu:
– На российском рынке архитекторы все чаще сталкиваются с рыночными ограничениями. Частные компании, как правило, заранее выставляют бюджетный ориентир. Таким образом, архитекторы не станут проектировать дорогостоящие объекты, а постараются сделать все необходимое, чтобы цена проекта не выходила за рамки плановой себестоимости.