Интернет меняет бизнес-центры
Рост количества удаленных работников в перспективе будет способствовать более активному внедрению стратегии «свободного рабочего места».
«В случае если значительная часть работы может быть сделана из дома, офис необходим для периодов внешних и внутренних совещаний. Рост количества удаленных работников уже наблюдался на рынке как реакция на кризис 2008-2009 годов, можно предположить, что в следующий кризисный период эта тенденция будет еще более заметна», – рассказывает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований JLL в Санкт-Петербурге.
Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад», впрочем, говорит, что пока тенденция на развитие удаленной работы приобрела не слишком широкий характер: «По сути, формат удаленной работы подходит ограниченному количеству отраслей: IT, дизайнерам и ряду других творческих специальностей. Более того, для большинства российских компаний характерен несколько консервативный формат управления, в частности жесткий контроль присутствия. Таким образом, Интернет влияет на офисы скорее в том смысле, что становится все более неотъемлемой их частью».
Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa, говорит: «Год-два назад для таких специалистов в Петербурге получил развитие формат коворкингов».
Как отмечают эксперты, сегодня можно выделить два концептуально различных типа коворкинг-центров.
Во-первых, это классический офис (в формате open space), где можно арендовать отдельное рабочее место, и арендаторами которого являются небольшие компании, отдельные сотрудники, при этом управляющая компания предоставляет услуги сервиса: функции единого секретаря, переговорные комнаты, инфраструктуру и пр.
При этом какого-либо единого профиля арендаторов не предполагается, так же как не предполагается их глубокого взаимодействия между собой. Такой формат размещения возможен для компаний, работающих с клиентами, но не нуждающихся (прежде всего по экономическим соображениям) в отдельном офисе. Часто в таком формате работают некоторые сотрудники в удаленных филиалах.
Другой моделью коворкинга является креативное пространство, в котором арендуют места в первую очередь представители творческих профессий – дизайнеры, архитекторы, некоторые IT-специалисты. В этом случае предполагается, что общее креативное пространство способствует эффективности работы. Если в первом случае офисное пространство оформлено как классический офис, то в коворкинге, ориентированном на творческие профессии, все более свободно – диваны, картины, общий дизайн помещения, зоны отдыха и пр.
Как правило, коворкинги занимают небольшие помещения площадью от 30 до 700-1000 кв. м. «В перспективе развития такого формата работы коворкинг-центров должно быть много, они должны достаточно равномерно покрывать территорию города. Однако размеры каждого коворкинга останутся сравнительно небольшими», – прогнозирует господин Фадеев.
Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International в Санкт-Петербурге, резюмирует: «В среднем цена аренды рабочего места в месяц составляет 8-9 тыс. рублей. Однако в некоторых коворкинг-центрах можно арендовать рабочее место и на один день».
Мнение:
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
– Качественные изменения рынка труда, перестройка форматов занятости, в первую очередь развитие механизмов удаленного сотрудничества, а также другие модели повышения мобильности – все это серьезно влияет и на рынок коммерческой недвижимости, и прежде всего на офисный сегмент. Как о заметном тренде можно говорить, например, о появлении таких новых решений, как сo-working. В целом процессы изменения рынка недвижимости на фоне развития постиндустриальных экономических трендов находятся в самом начале формирования, но их роль в среднесрочной перспективе определенно будет возрастать.