Легкорельс разгрузит вылетные магистрали
В ближайшие 10 лет в Санкт-Петербурге и на прилегающих территориях Ленобласти построят 55 км линий легкого рельсового транспорта (ЛРТ). Соответствующая концепция принята на заседании Координационного совета по развитию Петербургского транспортного узла.
Важность создания линий современного пассажирского легкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге и отдельных районах Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, отметил министр транспорта РФ Максим Соколов, присутствоваший на заседании совета. Он напомнил, что этот проект напрямую связан с разделом программы развития Петербургского транспортного узла на период до 2020 года, посвященным созданию скоростных и инновационных видов транспорта. «Легкорельс относится к ним в полной мере», – заявил министр.
Схема развития направлений легкого рельсового транспорта, или скоростного трамвая, была представлена на заседании Координационного совета в апреле нынешнего года. С тех пор в рамках подпрограммы «Реализация наземного рельсового транспорта, соединяющего центральные районы Санкт-Петербурга и новые зоны развития городской агломерации» получено обоснование потребности в ЛРТ с учетом планов градостроительного развития Петербурга и приграничных районов Ленобласти. Сформирован, кроме того, прогноз спроса на передвижение с помощью ЛРТ до 2025 года. «Создание приоритетных линий ЛРТ по срокам ориентировано на формирование расчетного пассажиропотока и ввод новых станций метро – конечных или начальных для этих линий», – подчеркнул Александр Перминов, исполнительный директор компании «Инвест-Консалт», выполнившей научно-исследовательские работы по концепции ЛРТ.
13 приоритетных
Всего до конца 2024 года запланировано строительство 13 приоритетных линий скоростного трамвая. Как уточнил Кирилл Поляков, руководитель Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с появлением линий ЛРТ пассажиропоток частично переориентируется с автобусов на трамвай, что позволит разгрузить вылетные магистрали. Кроме того, благодаря маршрутам скоростного трамвая улучшатся транспортные связи между центром и пригородами Петербурга (Пушкин, Колпино, Красное Село), ближайшими населенными пунктами Ленинградской области (Сертолово, Всеволожск) и крупными объектами внешнего транспорта (аэропорт Пулково). Общий объем инвестиций составит примерно 159,6 млн рублей, тогда как расчетный социально-экономический эффект должен достичь 346 млрд рублей.
Стоит отметить, что транспортная доступность аэропорта Пулково будет улучшена за счет внедрения сразу двух новых маршрутов. Помимо утверждения концепции развития ЛРТ принципиально согласована схема прохождения аэроэкспресса и необходимость направления обращения в Министерство финансов за поддержкой этого проекта из федерального бюджета. Аэроэкспресс пройдет по планируемой линии – до Балтийского вокзала, сообщил Кирилл Поляков.
Особенностью всех проектов линий ЛРТ в Петербургской агломерации станет их реализация на принципах государственно-частного партнерства, а именно через концессионное соглашение. «За базовый принят сценарий развития ЛРТ по форме концессии с оптимальным соотношением частных и бюджетных средств, с возможностью перевозки по установленным тарифам при условии компенсации выпадающих доходов и сроком окупаемости 15 лет», – сообщил Александр Перминов. Впрочем, по словам Кирилла Полякова, «в период бюджетных ограничений и инвестиционной пассивности Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривает и альтернативные источники финансовой поддержки». В частности, о своей готовности войти в проекты линий ЛРТ на стадии разработки предпроектной документации заявил Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка РФ – оператор программы ВЭБ по финансированию содействия проектам городского и регионального развития. Объем финансирования программы составляет 11 млрд рублей, и участие центра возможно при подготовке проектно-сметной, технической, юридической, финансовой документации по проекту, а также при подготовке земельных участков под строительство. Формами участия ФЦПФ могут быть вклад в уставной капитал, целевой заем, коммерческий кредит и факторинг при минимальном объеме предоставляемых средств 200 млн рублей.
Развитие без увеличения дотаций
По мнению Георгия Полтавченко, на момент заседания Координационного совета врио губернатора Санкт-Петербурга, власти Северной столицы уже достаточно далеко продвинулись по одному из наиболее востребованных маршрутов ЛРТ – от метро «Купчино» до аэропорта Пулково. «Мы актуализировали ранее предложенные наработки», – сказал, в частности, Георгий Полтавченко. При этом он высказал ряд предложений для более конструктивной работы над проектом ЛРТ. Во-первых, проектирование новых линий необходимо увязывать с существующей системой городского и пригородного пассажирского транспорта. Во-вторых, в местах стыковки линий ЛРТ с метрополитеном и иными видами существующего муниципального транспорта необходимы удобные транспортно-пересадочные узлы. Наконец, развитие пассажирского транспорта в Петербургской агломерации не должно вести к увеличению дотаций на него. Наиболее острой проблемой, затрудняющей создание системы ЛРТ, Георгий Полтавченко назвал необходимость выкупа ряда земельных участков у частных владельцев.
В свою очередь, Кирилл Поляков подчеркнул, что «основные магистрали ДРТ уже предусмотрены в Генеральном плане Санкт-Петербурга, и проектирование ведется исходя из земель, заложенных в Генплане как земли для развития транспорта». А для минимизации расходов на подготовку территории обсуждается возможность инновационного способа строительства линий скоростного трамвая на опорах. «Некоторые колхозы считают, что их земля по стоимости сопоставима с землей, где есть нефть, только потому что узнают о том, что вдруг им повезло и по их территории проходит какая-то из высокоскоростных магистралей. К счастью, большая часть собственников земли – люди разумные, но с некоторыми приходится решать проблемы в суде», – признал Кирилл Поляков.
Мнение:
Максим Соколов, министр транспорта РФ:
– Мы будем делать все, чтобы эти проекты реализовались, поскольку сегодня легкий рельсовый транспорт и аналогичные системы являются неотъемлемой характеристикой современного международного мегаполиса.