Проблемы КАД решит общественный транспорт
Через три-четыре года кольцевую автодорогу (КАД) невозможно будет эксплуатировать в «наиболее благоприятном режиме», предупреждают эксперты – нагрузка на магистраль возрастает гораздо быстрее, чем планировалось.
За последние 10 лет уровень автомобилизации населения Петербурга повысился на 51%, увеличилась и общая мобильность петербуржцев. В то же время наблюдается активное градостроительное развитие отдельных территорий Петербурга и прилегающих зон Ленинградской области, провоцирующее перераспределение и существенный рост населения пригородных и периферийных районов уже в краткосрочной перспективе. Ожидается, например, что в Сестрорецке к 2030 году будет в восемь раз больше жителей, чем сейчас. А при полной реализации проектов жилищного строительства в Мурино, Девяткино, Всеволожске, Янино, Колтушах, пос. им. Тельмана и пос. им. Свердлова прогнозируется появление на границе с Петербургом 2 млн новых жителей. Эксперты констатируют также превышение плановых показателей интенсивности эксплуатации транспортной системы Петербурга в условиях отсутствия полноценных широтных связей между территориями и основными магистралями Ленинградской области. «В настоящий момент 271 элемент дорожно-транспортной инфраструктуры работает в режиме перегрузки. В часы пиковой нагрузки средняя скорость движения на магистральной сети составляет 18 км/ч, в центральной части Санкт-Петербурга – 12 км/ч и менее», – отмечает Рубен Тертерян, генеральный директор Санкт-Петербургского ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга».
Негативное влияние
Перечисленные факторы негативно влияют на состояние дорог и дорожную ситуацию в Петербургской агломерации, прежде всего на КАД, соединяющую сегодня шесть федеральных магистралей и являющуюся неотъемлемой частью улично-дорожной сети Петербурга и сети дорог регионального значения Ленобласти.
Если при проектировании КАД в конце 1990-х годов предполагалось, что интенсивность движения к 2010 году достигнет 35 тыс. автомобилей в сутки, а к 2020 году – 135 тыс., то сегодня средняя интенсивность в районе Вантового моста составляет 160 тыс., а в пиковые моменты (зафиксированные в мае нынешнего года) – 244 тыс. автомобилей в сутки. При этом, отмечает Вячеслав Петушенко, директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга», даже после ввода в эксплуатацию последних объектов комплекса защитных сооружений от наводнений (КЗС) поток на дороге продолжает заметный рост: интенсивность движения увеличивается в среднем на 7-8% ежегодно.
Напомним, в 2012 году была построена развязка на Парашютной ул., годом позже введена в эксплуатацию развязка на Бронке. Достроены развязки на Пискаревском пр. и Софийской ул. Уже в двух местах к КАД присоединен ЗСД. Как сообщил Вячеслав Петушенко, в планах Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга – уже в нынешнем году начать процедуру торгов, с тем чтобы довести на северном участке КАД количество полос с четырех до шести. «Это первый участок, который начали строить в 1998 году, и, конечно, тогда не предполагали, что четырех полос будет недостаточно», – прокомментировал господин Петушенко.
Одним из элементов повышения надежности и срока службы дорог в мире могут быть испытательные центры-полигоны. Первый такой полигон в РФ будет, по решению Росавтодора, построен на КАД.
Интеллектуальное направление
Еще одним направлением развития КАД, нацеленным прежде всего на повышение безопасности дорожного движения, станет интеллектуальная транспортная система, включающая автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУ), метеообеспечение и фотовидеофиксацию. «Строительство АСУ равносильно строительству одной дополнительной полосы движения на трассах. Кроме того, это достаточно эффективно с точки зрения безопасности дорожного движения», – прокомментировал Вячеслав Петушенко.
С момента введения АСУ на кольцевой автодороге количество ДТП с тяжелыми последствиями уже сократилось на 35%. Однако из 142 км КАД (с учетом КЗС) автоматизированной системой управления оснащено только 90 км. До конца нынешнего года к АСУ будет подключен северный участок КАД – от Приозерского шоссе до Горской. Но на комплексе защитных сооружений эта система отсутствует, и сам КЗС не входит в ведение Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга.
Мнение:
Владимир Валдин, эксперт движения «Город и транспорт»:
– Сейчас массивы в Мурино, Горелово и прочие наши замечательные новостройки предполагают единственным способом решения транспортной проблемы строительство новых транспортных развязок. Однако если в городе развязка – это чаще всего просто самый дорогой способ передвинуть пробку на километр в сторону, то на скоростной дороге любой дополнительный съезд означает замедление скорости и создание потенциальной аварийной обстановки.
Решением проблемы как «периферии», так и города в целом может быть только развитие общественного транспорта. Действительно, КАД очень сильно спасла город – периферийные магистрали улично-дорожной сети – от перегрузки. Но то, что она работает на пределе возможностей, – это факт.
Что касается системы управления, наверное, она имеет смысл, но это должна быть интеллектуальная система, включающая датчики интенсивности движения, встраиваемые в асфальт. Такие технологии существуют, и они уже достаточно обкатаны. Но это довольно дорого. Для начала стоит обратить внимание на систему указателей на КАД. На аналогичных дорогах в других странах система указателей ориентирует водителей на перестроение заранее на ту полосу, которая требуется для ухода на ту или иную развязку. У нас же везде висят указатели исключительно общего направления, и неподготовленные водители или даже подготовленные, но уставшие, имеют все шансы уехать не туда. Кроме того, поскольку красивые динамические знаки на КАД фактически не «гостированы» (то есть не являются обязательными к исполнению по ПДД), то на них просто не обращают внимания.