Ирина Кузьма: «Лоббизм профильных законов возможен только при саморегулировании»
Ирина Кузьма, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ, рассказала в интервью газете «Строительный Еженедельник» о наиболее приоритетных законодательных инициативах Национального объединения строителей, а также о программе Всероссийского съезда СРО в строительстве, который состоится 17-18 ноября в Москве.
– Какие задачи сегодня стоят перед обновленным Аппаратом НОСТРОЙ, что изменится в его работе?
– С точки зрения решения текущих вопросов, сейчас идет уточнение зон ответственности Аппарата в соответствие с Уставом НОСТРОЙ, разработка регламента документооборота, а также оперативное выполнение всех тех задач, которые перед нами ставит строительная отрасль. Мы сейчас заняты исправлением тех ошибок, на которые указывает сообщество, и планируем их учитывать в своей дальнейшей работе.
– Впереди нас ждет Всероссийский съезд СРО в строительстве. На чем будет сосредоточено внимание профессионального сообщества на данном съезде?
– Надо обратить внимание на то, что решением Совета НОСТРОЙ этот съезд будет проходить в течение двух дней – 17 и 18 ноября и совмещать в себе три важных момента. Первый день, 17 ноября, будет посвящен полностью вопросам саморегулирования. Впервые за 5 лет работы НОСТРОЙ так широко, так публично будет освещаться деятельность комитетов объединения. Весь день в трех залах будут проходить презентации, обсуждения. Особое внимание будет уделено дальнейшей стратегии развития всех направлений строительной отрасли – технического регулирования, рынку строительных материалов и нормотворчества и так далее.
Во второй день, 18 ноября, будет проходить непосредственно съезд саморегулируемых организаций в строительстве.
Третий момент, на который стоит обратить особое внимание, заключается в том, что этот съезд совпадает с 5-летним юбилеем Национального объединения строителей. Поэтому, с одной стороны, мы будем подводить итоги пятилетней деятельности, а с другой – обсуждать планы на будущее.
Подчеркну, что все вопросы на съезде будут рассматриваться в разрезе законотворческих инициатив. Например, профессиональное сообщество давно ратует за принятие отдельного законопроекта «О строительном подряде», позволяющего учесть интересы и специфику деятельности строительных организаций при проведении конкурсных процедур на право строительства бюджетных объектов. Кроме этого, уже длительное время в стадии согласования и доработки находится важнейший нормативно-правовой акт, вносящий изменения в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В ходе активного публичного обсуждения этого Перечня были сделаны существенные замечания и предложения. Его принятие в окончательно согласованном виде прогнозируется до конца 2014 года.
– На какой стадии сегодня находится обсуждение закона «О строительном подряде»?
– В настоящий момент в работе Экспертного Совета НОСТРОЙ находится проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона». В связи с этим создана экспертная группа для анализа этого постановления и подготовки экспертного заключения. Идет формирование рабочей группы, которая будет непосредственно заниматься подготовкой законопроекта. В нее войдут представители Экспертного совета НОСТРОЙ, законотворцы, представители Минстроя, профильные эксперты и так далее. Мы стараемся организовать публичное обсуждение данного законопроекта, чтобы не «заговорить» его, а лоббировать его принятие в Госдуме РФ.
Кроме этого, есть еще одна рабочая группа по совершенствованию № 44-ФЗ. Она создана при Министерстве экономического развития. Федеральное ведомство стало понимать, что строительная отрасль является доминирующей в общем объеме закупок по 44-ФЗ, и не прислушиваться к мнению строителей значит пилить сук, на котором сидишь.
– Как в НОСТРОЙ оценивают слова министра по строительству и ЖКХ РФ Михаила Меня по поводу возврата строительной отрасли к лицензированию?
– Безусловно, на этот вопрос вправе ответить только президент НОСТРОЙ Николай Кутьин, который находится в диалоге с Министерством. Я думаю, что высказывание Михаила Меня о возврате к лицензированию – это его личное мнение. На мой взгляд, министр просто еще не до конца оценил весь потенциал саморегулирования, которое как раз и дает возможность донести мнение строительного общества до самых верхов власти. В лицензировании такой возможности не существует. Подчеркну, что лоббизм профильных законов возможен только при саморегулировании. С другой стороны, из-за недобросовестных СРО складывается ощущение, что в системе существуют недоработки. Но вскоре заработает законодательный механизм (вносятся поправки в Градкодекс РФ), который позволит НОСТРОЙ исключать такие саморегулируемые организации из членов объединения.